РЕЦЕНЗИИ НА РЕЛИЗЫ. Андрей Грачев. "ГОВОРИТ МОСКВА".

ПАРКИ " Music of Full Moon " (CD) 2000 Elektrus/Фоно рекордз

Данный релиз лейбла "Elektrus", традиционно тяготеющего к танцевальной музыке,значительно поднял статус рекорд компании и подал надежды на то, что все большее колличество интересного российского материала будет просачиваться на прилавки пустеющих изобилием всякого звукового мусора музыкальных магазинов.
Итак работа этого старого питерского электронщика Игоря Быстрова выполнена в жанре 100% nature ambient. Но не стоит путать данное музыкальное течение с нью эйджем, более отягощенным мажорной мелодикой и примитивными гармониями .
В данном случае по средствам синтезаторов и сэмплеров автор добивается глубокого пространственного звучания музыки природы , т.е. живительной органики звука, расплывающегося в просторах конкретных натуральных фонов и ландшафтов .
Удивительно то, что работы Игоря ранее практически нигде не всплывали, если не считать отдельных невразумительных фрагментов, выходивших в питерских техно сборниках наподобее "Восточного Удара".
Музыка Парков имеет классические амбиентные корни берлинского звучания, соединенного с психоделическими коллажами амбиента конца 80х, что позволяет поставить данный альбом на равных с The KLF "Chill Out".
"Музыка Полнолуния"- довольно мистична, но далеко не мрачна, скорее загадочна своей прозрачностью. С первых звуков невольно погружаешься в бездну красивых ночных путешествий по сказочным лесным тропинкам, уходящим в запредельные измерения.
Особенно приятно прослушивать данную работу теплой летней ночью с открытым настежь балконом и в умиротворенном, в какой-то степени, может быть, отрешенном состоянии.


F.R.U.I.T.S. Featuring Yuri Orlov "Acid Report" 96/2001 grief recordings

В Москве на протяжении трех лет довольно успешно функционировал независимый CD-R лейбл Grief Recordings (www.grief.mu.ru). За это время Алексу Цареву (создатель лейбла) удалось издать не один десяток любопытных, зачастую просто уникальных альбомов экспериментальных музыкантов из Москвы и других частей России.
Выпуск данной пластинки был напрямую связан с процессом музыкального архивирования энциклопедии "Евразия", когда я обратился к Алексу с просьбой о технической помощи в перенесении редких материалов Ночного Проспекта и F.R.U.I.T.S. с пленочных носителей на CD-R. Проделав все необходимые процессы, Алекс предложил их издать на своем лейбле. Так в каталогах Grief Recordings оказались Ночной Проспект "Концерт в Вильнюсе" 88г и F.R.U.I.T.S. "Acid Report".
Музыка данного релиза необычна своим ледяным звучанием. При прослушивании порой кажется, что ее писали в каком-то просторном морозильнике. Стирильные суховатые техно ритмы погружены в закрытые, камерные, холы и разбавлены "серебристыми" синтезаторными кислотами.
Запись представляет собой живую сессию, сыгранную в 96м году нон стопом на студии "Солнце" в МДМ при участии Юрия Орлова (композиция "Orlov's Puls") .
"Acid Report" вполне соответствует традиционному звуковому коцепту F.R.U.I.T.S. , но раскрывает весьма интересный этап, наиболее радикальных в истории проекта, творческих поисков . C одной стороны здесь чувствуется очевидный интерес к техно-кибернетике, с другой продолжается ранее затронутый эксперимент с абстракцией и шумами.
Данная запись интересна абсурдностью и минималистичностью, с которыми преподносится техно форма. Техно в данном случае не является аспектом драйва или транса, а просто создает некое механическое движение, напоминающее работу каких-то металоперерабатывающих станков или коммуникации на уровне азбуки Морзе.
Ничего лишнего, никаких паразитирующих эмоций- ровное экспериментальное звуковое пространство в которое погружаешься, как в прохладную воду.


Los Chikatilos/Stirlitz/Mind Mutation "Acidophilia" 1997 (CD-R) Los Records

Калининградская группа Los Chikatilos входит в число старейших российских электронщиков.
Свои изыскания музыканты ведут с конца 80х. И к сегодняшнему дню успели отметиться релизами за рубежом и у нас, попутешествовать по всем электронным стилям и собрать довольно неплохую студию.
Впервые группа привлекла к себе внимание на сборнике "TransPlanTanz" 97го года, где наряду с московскими проектами Los Chikotilos выглядели весьма самобытно и убедительно.
Данный альбом представляет собой сборник совместных изысканий Los Chikatilos и их друзей
Mind Mutation и успевшего уже прославиться в Москве калининградского Штирлица .
Тут есть и энергичный трип транс,и шуршащее техно, и солнечный мелодичный трип хоп, и космический эмбиент-транс.
Все треки примечательны эдентичностью своего некого суховатого скомпрессированного звука и тем самым легко уводят в миры созерцания звуковой архитектуры, превращаясь в единое бесконечное движение в пространстве и времени.
Los Chikatilos и их друзья стали в своем роде первооткрывателями эстетики трип хоп в России. Хотя эта стилистика давно привлекала ряд старых проектов: F.I.O., Tetris,Новые Композиторы. Но они все-таки использовали трип хоп как некую ритмическую форму. В случае с калининградцами все обстоит иначе- они уже в 95 году удивительно грамотно сочетали плавный расслабляющий грув с умеренной психоделикой и ненавящивыми модульными мелодическими фонами .


Spies Boys "D" 2001 (CD-R) NN Records

Последний альбом экспрессивно-экспериментальной группы из Москвы является по словам музыкантов весемой и судьбоносной работой в истории коллектива. Участники проекта с удивительной серьезностью подошли к его записи, которая проистекала около двух месяцев.
Многочисленные целенаправленные навороты Spies Boys в колличестве всевозможных звуковых треков в каждой композиции удачно разбавляются принципиальной расхлябанностью в приподнесении песен и инструментальных партий, при прослушивании которых можно подумать о многом.
В том числе и о том, что над тобой кто-то усиленно издевается, рассказывая истории про нигеров, каких-то кавбоев, драг диллеров, киллеров и еще про бог знает кого, побрынькивая при этом на гитарах и сложновыточенных ритмах.
Spies Boys, наверное, и по сей день являются единственными в своем роде людьми в Москве, кто активно экспериментируют с разноплановыми тембрами вокала. В этот раз наряду с традиционными рэп речьтативами и скороговорками внедряются и оперный вокал профессиональной певицы, и мультяшные отголоски кантри музыки, и зарисовки на кабацкие темы.
В отношении поэзии данный альбом превосходит все ожидания, т.к. собой он предсталяет настоящий манифест всего неформального, независимого и неординарного. В подтверждении этого достаточно привести цитату из поэзии одного из участников Mr Easter:
"If you wanna be commercial,that never works".
Все композиции на альбоме можно разделить на две группы. Первая- песни-суперхиты, такие как: "Cowboys&Niggaz", "Ya E-Doo k Tea-beer", "Love Parade" и др. Вторая-инструментальные миниатюры, записанные для того, чтобы разбавлять накал страстей отстраненными зарисовками, на время уносящих куда-нибудь в пустыни техаса или в негритянские кварталы Нью Йорка.
Особенно хотелось бы отметить композиции: "Da Star" и "Malaya Tema". Первая представляет собой кавер версию легендарной записи Grateful Dead "Dark Star" и продолжается около 15ти минут. Вторая является приятным двухминутным пейзажем, схожим по настроению с техасской психоделией 60х.
Помимо свежих работ в альбом вошла и композиция двухгодичной давности "Спи моя красивая",
записанная в реальном времени.
В конце хотелось бы отметить, что в истории группы этот альбом является всоеобразным потолком в отношении всего ранее затронутого и достигнутого музыкантами.
Но хотелось бы верить, что этот потолок не останется на прежнем уровне. Ибо теперь музыкантам придется нешуточно попотеть, чтобы прорваться в какое-то новое для своего творчества измерение.


Yat-Kha "Yat-Kha" 91/93 (CD) General Records

История этого известного этнического проекта следует начать с 1990го года, когда на очередном новосибирском музыкальном фестивале друг-другу были представлены электронщик Иван Соколовский (экс Ночной Проспект) и горловой певец Альберт Кувезин, доныне работающий под этим названием.
Данный альбом является дебютным и представляет собой подборку электронных треков Соколовского, в которых использовался голос Кувезина. Общее музыкальное настроение можно формально назвать Old school ethnic Techno с элементами электронного джаза, эсид хауса и шумового авангарда.
Идеей данной пластинки было совмещение магии этнической шаманистической музыки с современными формами электронного транса.
Безусловно преподнесение этого транса здесь целиком и полностью находится под влиянием Соколовского, который еще в конце 80х сумел создать свое собственное электронное звучание,много заимствующее из клавишной арт рок музыки и индустриального авангарда.
Весьма прилично в этом отношении у Ивана выстроен сэмплер, который путем растягивания и сжимания некоторых этнических фрагментов завуалирует звучание в сложный коктейль разнотембральных инструментов, звучащих в виде всевозможных скрипов, шорохов..
В свое время эту пластинку забраковали как почитатели традиционной акустической этники, так и поклонники техно электроники. И несложно понять почему!
Ибо в данном случае мы имеем дело скорее с каким-то не медитативным материалом, а по большей части экспериментальным. В этой связи отпадает всякая возможность фонового прослушивания этой пластинки. В ее звучании важна каждая звуковая деталь , и теряя хотя бы одну из деталей, автоматически теряешь весь контекст этой маштабной сэмплерной продукции.
Тем не менее автор электроники в свою очередь забраковал звуковой дизайн Олега Сальхова, в связи с чем эта же пластинка с незначительными изменениями вышла на SNC records в 94м году под названием "Tundra Ghosts".
Cреди наиболее примечательных работ хотелось бы отметить треки: "Shaman","Mejegei valley" и "Teve Haya".