|
"ЕВРАЗИЯ". Статьи.
Интервью с Артемием Артемьевым (“Electroshock Records”)
“Electroshock Records” - самый крупный в России лейбл, выпускающий
профессиональную авторскую электронику. За пятилетний срок существования
на его счету уже свыше тридцати альбомов электронных композиторов
из России и зарубежья.
На пороге нового тысячелетия лейбл Электрошок решил претворить в
жизнь множество благородных затей: крупнейший международный фестиваль
электронной музыки, публикация целой серии редчайших архивных работ
советской экспериментальной электроники (периода 1964-79), продюсирование
современных электронных авторов. Все вместе- огромный вклад в развитие
и укрепление серьезной электронной музыки.
У руля Электрошока стоит известный композитор Артемий Артемьев-
сын пионера мировой электроники Эдуарда Николаевича Артемьева.
В связи с таким огромным колличеством ярких событий, связанных с
Электрошоком, я решил лично встретиться с Артемием и получить достоверную
информацию из первых рук о том, как удается в наши нелегкие времена
оставаться наплаву и в авангарде одновременно.
Ж: Артемий, расскажите, пожалуйста, что нового произошло в вашей
творческой жизни в этом году и что должно произойти в ближайшем
будущем?
А: Моя творческая деятельность в настоящее время неразрывно связана
с “Electroshock Records”, президентом коей я и являюсь.
В рамках нашей компании на сегодняшний день уже вышла в свет 31
пластинка электронных исполнителей со всего мира.
В этом году мы уже выпустили десять новых пластинок. Среди них-
четыре моих совместных альбома с иностранными авторами: Phillip
B. Klingler, Peter Frohmader, английской группой “Karda Estra” и
Christopher De Laurenti; новые альбомы композиторов: Gianluigi Gasparetti
– известным под псевдонимом Oophoi (Италия), Antanas Jasenka (Латвия),
Анатолия Переслегина (экс “Собаки Мебиуса”), Станислава Крейчи,
альбом Эдуарда Артемьева ''Три Оды" и cборник электроакустической
музыки “Electroshock Presents: Electroacoustic Music. Vol. VII”.
Еще пять пластинок выходят в декабре. Среди них - интересный новосибирский
композитор Роман Столяр, московский дуэт Валерий Сивер и Кирилл
Трепаков, 8-ой сборник электроакустической музыки, первые сольные
альбомы на “Electroshock Records” известного итальянского композитора-исполнителя
Victor Cerullo и его не менее известного американского коллеги г-на
Richard Bone. Хочу подчеркнуть, что в выпуске этих CD нам была оказана
спонсорская помощь “МДМ Банка” и лично г-на Андрея Насоновского.
Кроме того летом следующего года в Санкт Петербурге будет проходить
фестиваль электронной, электроакустической, экспериментальной и
авангардной музыки Электрошок. Это будет значимым событием, как
в рамках России, так и за ее пределами. Первый подобный фестиваль,
который соберет свыше ста тридцати композиторов со всего мира и
по своим масштабам, по всей видимости, превзойдет все когда-либо
проводившиеся электронные фестивали.
Как известно, раньше проведение фестивалей электронной музыки носило
как правило локальный характер. Обычно то или иное мероприятие в
своих рамках отражало либо только электронную музыку, либо только
экспериментальную, либо только электроакустическую. На этот раз
произойдет объединение всех серьезных направлений электронной музыки
в одном действии. Среди участников приглашены такие композиторы
как: Manuel Gottsching, Francis Dhomont (в 30-е совместно с Piere
Schaffer разрабатывающий новое музыкальное направление, носящее
название акузматической электроники), Dieter Moebius, группа “Art
Zoyd”, Эдуард Артемьев, Jorge Antunes и многие другие.
Но, все-таки, самое значительное событие в настоящий момент, даже
более яркое чем фестиваль, это новая работа моего отца- опера “Раскольников'”,
по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, написание
которой официально было завершено в сентябре этого года. Гениальнейшее
произведение! Сильнее музыки я не слышал вообще! И это ни в коем
случае не потому, что автор- мой отец. Я вообще крайне критически
отношусь к своим работам и работам отца. Они как и любая другая
музыка могут нравиться, а могут и нет.
Выпуск оперы на “Electroshock Records” планируется на осень следующего
года. На май намечена основная запись, которая продлится до начала
сентября. А в октябре-ноябре работа уже будет доступна в виде двойного
компакт диска. Оперу будет ставить Андрон Кончаловский. Постановка
- первый квартал 2004-го года. И, вероятно, она будет происходить
сразу в нескольких городах мира: в Лондоне, Париже, Милане, Нью
Йорке и Ст. Петербурге.
Еще одним немаловажным событием должен стать первый в истории приезд
в Россию немецкой электронной группы “Tangerine Dream”. Выступление
коллектива состоится восьмого и девятого сентября 2003-го года в
Москве и десятого-одиннадцатого сентября в Ст. Петербурге. Этот
легендарный коллектив даст по два эксклюзивных концерта в каждом
городе. Музыканты будут выступать в своем современном составе: Edgar
и Jerome Froese. Специально для России они представят программу
из своих самых лучших работ периода 1970-79. Лично для меня это
была довольно сложная задача - убедить музыкантов в том, что музыка
классического периода “Tangerine Dream” представляет здесь гораздо
больший интерес, чем их последние альбомы.
Вот, все это - наши глобальные задумки на следующий год. Дай бог
силы и энергии, чтобы это все произошло. К настоящему моменту необходимые
формальности соблюдены, договоры подписаны и отступать уже некуда.
Ж: Насколько я знаю фестиваль Электрошок должен был проходить в
Ст. Петербурге в августе этого года, почему он был перенесен на
следующий?
А: В самый ответственный момент, когда мы были уже готовы провести
фестиваль, мы ощутили, что что-то мешает нам сделать все так, как
мы хотели бы это сделать. И благодаря нашим друзьям из правительства
мы поняли, что такое грандиозное событие не должно происходить отдельно
от тристолетия Ст. Петербурга!
Оно непременно должно соединиться в единое - целое с этим знаменательным
событием. Это же первый фестиваль в мире и его история должна вести
отсчет с этого юбилея! К тому же эту идею сразу поддержали такие
люди как Министр культуры г-н Михаил Ефимович Швыдкой, который согласился
выступить на открытии фестиваля, Председатель правительства г-н
Михаил Михаилович Касьянов, губернатор Ст. Петербурга г-н Яковлев
и многие другие.
Ж: Как проходил отбор музыкантов для участия в фестивале?
А: Мы бросили клич. Поместили множество объявлений в интернете
и в печатных изданиях. И самые разные авторы со всего мира просто
завалили нас предложениями. Поэтому я в отборе музыкантов основывался
чаще всего на свои знания в области электроники, и все авторы, которые
будут представлены на фестивале “Электрошок” мне так или иначе известны,
т. к. со многими я знаком лично или состою в активной переписке.
Я присутствовал на их концертах за границей, они приезжали сюда
и как правило, я знаю чем занимаются они, а они знают чем занимаюсь
я. Подбор не известных мне участников происходил по закономерной
цепочке - и через одни коллективы мы выходили на другие. Дальше
мы просто слушали и смотрели. Главное в отборе музыки было то, чтобы
это не было какими-то дискжокейскими делами. Для нас это должна
была быть серьезная, глубокая музыка. Этот фестиваль, прежде всего,
- культурное событие, которое отражает культурную музыку. Поэтому
тут будут представлены в основном достаточно серьезные явления.
Ж: Скажите пожалуйста, почему зарубежные издания по электронной
музыки в частности американская энциклопедия “All Music Guide to
Electronica” всячески отказываются упоминать заслуги российских
авторов?
А: Вы имеете в виду какую электронную музыку? Ди джейскую, клубную
культуру?
Ж: Нет не только. Эта энциклопедия включает помимо всевозможных
ди-джеев таких людей как: Stockhausen, Gong, Klaus Shulze, “Tangerine
Dream”. Но почему-то ни слова не сообщает о деятельности нашего
ученого Льва Термена и студии электронной музыки Эдуарда Николаевича
Артемьева. Не кажется ли Вам, что у Запада есть предвзятое отношение
к русской культуре?
А: Все зависит от того, какие издания вы читаете. На сегодняшний
день Электрошок имеет дружеские контакты с более, чем пятью тысячами
разнообразных компаний (это и радиостанции, и издания). Статьи о
нас выходят в таких известных изданиях как Keyboard, Wire, Musical
Maker, Musical Express, Audion, Sequences, Rolling Stones, KLEM,
Option и многих других зарубежных изданиях. Кстати, если Вы наберёте
в интернетной версии “All Music Guide” фамилию “Artemiev” или “Electroshock
Records”, то Вы найдёте информацию о компакт дисках, ревью и т.
д.
Ж: То есть о русской музыке все-таки знают за рубежом.
А: Да. 90% наших тиражей уходят на Запад. Мы популяризируем русскую
музыку и там и здесь, но там наш лейбл, похоже знают лучше, чем
здесь. Например, мне недавно посчастливилось играть в Teatro Alla
Scala, которые в 1999-ом открыли двери для серьезной электронной
музыки и признали ее классикой 21го века. И это при том, что Alla
Scala всегда была прежде всего оперным местом, и никто себе и представить
даже не мог, что вскоре там зазвучит электроника.
Ж: В предвестии столь масштабного фестиваля, коим должен стать Электрошок,
как Вы считаете, можно ли назвать нашу страну Родиной электронной
музыки? Как известно, именно в России был придуман и изобретен первый
электронный инструмент - Терменвокс?
А: Естественно, в каждой стране существует своя школа электронной
музыки. То же самое и в России. История электронной музыки, как
известно, уходит своими корнями в 12-ый век, когда в Европе зародилась
теоретическая подоплека электронной музыки, т.е. работа над звуком.
Впоследствии композиторы, в частности Бах и Бетховен, стали применять
в своих произведениях различные спецэффекты, которые дополняли звуковую
палитру произведений.
В Европе зарождение идей близких электронной музыке прослеживается
через сочинения композиторов XVII и последующих веков, которые расширили
арсенал сложившихся традиционных средств. В этом ракурсе историки
рассматривают одну из симфоний представителя Мангеймской школы "папаши"
Гайдна, где использованы свистки и шумовые погремушки; обязательно
вспоминают "Рождественский Хорал" Георга Фридриха Генделя
(1685-1759) - для хора, оркестра и церковных колоколов; непременно
отмечают торжественную увертюру "Битва Веллингтона при Витории"
Людвига ван Бетховена (1770-1827), где композитор даже ввёл (здесь
уместно сказать "применил") настоящую артиллерию; "Детскую
Симфонию" Иосифа Гайдна (1737-1806) (для детских музыкальных
инструментов), а также оперную музыку, где часто пользовались "услугами"
сценических звуковых машин, воспроизводящих различные шумы и, быть
может, впервые средствами оркестра создавались эффекты звукоподражания.
Этот список можно дополнить и более ранними примерами из произведений
хоровой музыки.
Хрестоматийное сочинение Орландо Ди Лассо (1532-1594) "Эхо"
рассматривают как едва ли не первую попытку пространственного решения
организации звукового материала (как теперь сказали бы "в одноканальном"
исполнении - хор размещён на одной площадке, а не распределён по
помещению), а такие проблемы встали перед новой музыкой только в
конце 50-х годов (если не считать спародических опытов культовой
музыки и экспериментов Чарльза Эдуарда Айвса (1874-1954)). Кроме
того, мастера Нидерландской школы создавали, увлекаясь полифонической
идеей, произведения, где многоголосие (до 36-и голосов) с тщательно
выполненной и индивидуализированной каждой из партий, в реальном
звучании подчас сливалось в единый "дышащий" комплекс
- гармониетембр, который воспринимается как некий гиперголос, меняющий
свою динамику, окраску и внутреннюю структуру (за счeт движения
голосов), где об абсолютной высоте можно говорить лишь в смысле
"ширины полосы" или крайних границ звуковысотной области
такой "звуковой массы".
Подобные явления, но уже как приeм, можно наблюдать в настоящее
время в специальных сонорных эффектах, применяемых и в методике
синтеза звука (движение обертонов и других составляющих в тембре,
не нарушая его целостности) и как особые средства выразительности
широко применяемых в современной музыке. Достаточно вспомнить хотя
бы произведение Terry Riley "In C", где всe это большое
сочинение представляет собой в результате один единственный гармониетембр,
ориентированный в "C" (До).
Если говорить о достижениях нашей страны в области электронной музыки,
то надо сказать, что в 1919-ом году в СССР был изобретен первый
электронный инструмент Терменвокс, впоследствии свои электронные
приборы также представили и другие советские изобретатели: Мурзин
(синтезатор АНС), Зиновьев (синтезатор “Synthi-100”).
Была интересная ситуация в Бурже, где проводили мероприятие приуроченное
к восьмидесятилетию со дня рождения Льва Термена и двадцатилетию
со дня его смерти. Публика просто обомлела, когда на мероприятие
приехал живой Термен. Получилось нечто вроде финальной сцены из
гоголевского “Ревизора”!
Естественно, что здесь у нас существует своя школа электронной музыки,
которая развивается уже очень давно. Парадоксальным фактом является
то, что даже в злополучные брежневские времена, весьма успешно и
плодотворно функционировала легендарная Студия электронной музыки,
располагавшаяся на первом этаже музея Скрябина. Там стоял и “Synthi-100”,
там был и АНС, там же происходили и всевозможные записи, в которых
принимали участие и мой отец, и Юрий и Сергей Богдановы, и Владимир
Мартынов, Алексей Любимов, Татьяна Гринденко, Алексей Рыбников,
Альфред Шнитке, Софья Губайдулина и еще целое созвездие известных
композиторов.
Туда даже приезжал итальянский режиссер Michelangelo Antonioni,
американский продюсер Francis Ford Coppola, режиссеры: Никита Михалков
и Андрей Тарковский. Студия была настоящим светом в конце длинного
тоннеля той эпохи. Тогда в первую очередь зажималось слово, а вот
в электронной музыке опасности никакой не видели, и поэтому были
доступны великолепные пластинки с электроникой. В 6 лет, к примеру,
я с трудом себе представлял, кто такие: Abba, Алла Пугачева, Boney
M, - зато знал, что такое музыка Klaus Shulze, Harl-Heinz Stockhausen,
Francis Dhomont, “King Krimson”, “Yes”, “Tangerine Dream” и др.
Я же и вырос на этой музыке. Но, к сожалению, сейчас понятие ''электронная
музыка'' растворилось во множестве своих коммерческих проявлений:
танцевальная музыка и популярная эстрада. Фактически, любой человек,
играющий на синтезаторе или составляющий треки на компьютере называет
себя электронным музыкантом. А раньше эта музыка была чем-то иным.
Сравнивать и смешивать всю электронную музыку в единое целое - никак
нельзя. Надо разделять ее главные направления: электронная музыка,
электроакустическая, экспериментальная и авангардная- а все остальное-
развлекательная попса.
Ж: Философский вопрос!!! А что для Вас, человека всю жизнь занимающегося
этой областью искусства, вообще такое ''электронная музыка''? Считаете
ли Вы, что это музыка, сыгранная по средством электронных инструментов
или это нечто большее?
А: За этим, конечно стоит нечто большее. Каждый человек ищет самовыражения.
И те композиторы, которые избрали своим кредо электронную музыку,
как правило этим очень сильно заинтересованы, потому что это, прежде
всего, новаторская работа - разнообразные звуковые исследования,
бесчисленное множеством возможных конечных вариантов. Электроника
открывает более широкие возможности для автора. А будущее музыки
в целом, как мне кажется, сейчас лежит именно в соединении электронных
инструментов с живыми. И этим заниматься вполне позволяют cовременные
музыкальные технологии, которые поднялись так высоко в своих возможностях,
что при желании любой обыватель может купить электронный инструмент
или компьютер, прикупить на Горбушке пиратского софта, MIDI interface
и понеслась. Причем в России тот софт, который в Европе стоит баснословные
деньги - продается за так.
Поэтому и стали частенько в интернете попадаться заявления, что,
мол, для написания электронной музыки нотная грамота не требуется.
Как так можно? Ведь это дилетантство. Если вы занимаетесь музыкой,
то вы должны знать ее историю, и такие вещи как: гармония и полифония.
Ж: Музыкальные традиции?
А: Да. Необходимо не просто брать инструмент и наигрывать на нем
незатейливые мелодии пресетными звуками, а искать свой тембр, свое
звучание. Мне интересны прежде всего эти аспекты.
Кроме того, я считаю, что особый толчок в развитии электронной музыке
дал интеллектуальный рок 70х (The Who, Yes, Pink Floyd, Genesis,
King Krimson). Благодаря этим старым коллективам электронная музыка
стала развиваться в своих самых разных направлениях.
Сейчас интересно экспериментирует Peter Gabriel, выпустивший недавно
два фантастических сольных альбома – “Long Walk Home” и “UP” - смесь
и рока, и электроники, и этнической музыки, Brian Eno – никогда
не стоит на месте. Всегда в поисках чего-то нового, но всегда отличающийся
своим фирменным звучанием. Недавно, кстати, он подарил мне потрясающий
альбом ''Extracts from Music from White Cube'', изданный тиражом
всего 5шт. Не знаю, правда, почему таким тиражом!
Ж: Для друзей, наверное?
А: Да для друзей даже не хватит!
Ж: Возвращаясь к фестивалю. Чьи живые выступления будут представлены
на фестивале Электрошок 2003? Также интересно было бы узнать, какие
современные технологии сейчас используются для исполнения электронной
музыки? Как Вы сами предпочитаете выступать?
А: Исполнение музыки- дело личное для каждого автора. Безусловно,
live concerts на фестивале будут. Это прежде всего совместное выступление
отца и гитариста Manuel Gottsching из “Ashra Temple”. Два гиганта!
Manuel - на гитаре, а отец - на электронике при поддержке симфонического
оркестра. Мои друзья Mario Schonwalder и Detlef Keller будут использовать
секвенцерную минусовку и играть поверх нее. Будут музыканты, которые
в своих выступлениях привлекают акустические инструменты. Будет
представлен полный спектр электронных концертов.
Лично мне сложно выступать живьем, так как моя музыка в большей
степени студийная. Для живых концертов необходимо с собой вести
гору инструментов и потом еще провести пару суток за их подключением.
Уже были такие прецеденты, но мне это показалось черезвычайно сложным
делом. Во всяком случае, в рамках фестиваля это сделать довольно
сложно. Я по всей видимости буду работать в формате tape-сoncerts.
Хотя, будет один день - тридцать первое июля, когда в отдельном
помещении пройдет бесплатный электронный сейшн, в котором примут
участие: Philip B. Klingler, Peter Frohmader, Karda Estra, Christopher
De Laurenti и я. Мы сыграем по одной вещи из совместных сочинений,
а потом будет общий джем. Думаю это будет весьма интересно.
Ж: Многим читателям журнала ''Шоу Мастер'' будет интересно узнать
какие приборы Вы используете в работе?
А: Я приверженец компании Roland. В мой комплект входят их инструменты:
Fantom, JD-800, XP 50, R-8, MC-202, SBX-10. Использую также продукцию
компании Ensoniq: EPS-S (переходная модель между 16+ и EPS- всего
их вышло 200шт; 8 выходов, 24мб памяти и 2000 тембров), KMX-8 и
SQ-80 (Никак не могу расстаться с этим прибором! У него есть несколько
звуков, которые не найдёшь ни на одном другом инструменте). У меня
еще стоят: Kurzweil K-250 - самый лучший инструмент, который они
выпускали; синтезатор Alesis Quadrasynth, Korg DDM 220.
Из обработок я использую: Ensoniq DP/4, Yamaha SPX 1000, REV 500,
SPX 990, Alesis Midiverv, Microverb и другие. Пульт я использую
аналоговый - Yamaha RM 2408. Из цифровых устройств: hard-disc recording,
два АDAT XP, два DAT Fostex и Midi Interface – Marc of Unicorn MTP
AV, Ensoniq Midi Patch Bay KMX-8.
Я использую родной софт корпорации Steinberg последние версии Сubase
VST 32 5.0 и SX, а также WaveLab Ver. 3.0.
Так повелось, что я работаю на PC, а отец - на Mac. В принципе,
мне возможностей PC вполне хватает. Хотя новая версия E-Magic разработана
только для компьютеров компании Apple. Она переплюнула все ранее
существовавшее программное обеспечение. Множество именитых музыкантов,
таких как Klaus Shulze, Edgar Froeze сейчас старательно переучиваются
работать на E-Magic. Эта система - просто фантастика! Многие электронщики
в Европе стремительно переходят на E-Magic.
Ж: Артемий, в 90-е вернулся интерес к старым аналоговым приборам.
Как Вы относитесь к старинным синтезаторам: Moog, Roland, Korg?
А: Отношение самое положительное. Но, к сожалению, у меня ни одного
старого прибора нет. Сейчас старые приборы мастерски оснащаются
MIDI, и цены на них в связи с этим тоже растут. Jupiter-8 - сейчас,
к примеру, в Европе стоит свыше 3000$.
Ж: Бытует мнение, что музыка, в том числе и электронная, в своем
развитии зашла в тупик. И ничего радикально нового в музыке не происходит.
А: Совершенно верно. Полностью с этим мнением согласен (смеётся).
Вот сейчас Иванушки International (показывает на телеэкран) – это
новое!
Вообще я приверженец старой музыки. Люблю таких людей как: Morton
Feldman и Steve Reich. Из новой музыки, как я уже ранее упоминал,
- нахожусь под впечатлением от Peter Gabriel, новых проектов Brian
Eno и Jon Hassell. Очень интересна музыка у нашего композитора Анатолия
Переслегина. Она может многим быть непонятна, но она ни на что не
похожа!
Ж: А как насчет совсем молодых имен?
A: Из молодых имен все, что мне нравится, - обычно выходит на Электрошоке.
интервью было сделано 15 11 2002 Андреем Грачевым
музыкальная энциклопедия Евразия
|
|