"ЕВРАЗИЯ". Статьи.

Интервью с Артемием Артемьевым (“Electroshock Records”)

“Electroshock Records” - самый крупный в России лейбл, выпускающий профессиональную авторскую электронику. За пятилетний срок существования на его счету уже свыше тридцати альбомов электронных композиторов из России и зарубежья.
На пороге нового тысячелетия лейбл Электрошок решил претворить в жизнь множество благородных затей: крупнейший международный фестиваль электронной музыки, публикация целой серии редчайших архивных работ советской экспериментальной электроники (периода 1964-79), продюсирование современных электронных авторов. Все вместе- огромный вклад в развитие и укрепление серьезной электронной музыки.
У руля Электрошока стоит известный композитор Артемий Артемьев- сын пионера мировой электроники Эдуарда Николаевича Артемьева.
В связи с таким огромным колличеством ярких событий, связанных с Электрошоком, я решил лично встретиться с Артемием и получить достоверную информацию из первых рук о том, как удается в наши нелегкие времена оставаться наплаву и в авангарде одновременно.


Ж: Артемий, расскажите, пожалуйста, что нового произошло в вашей творческой жизни в этом году и что должно произойти в ближайшем будущем?

А: Моя творческая деятельность в настоящее время неразрывно связана с “Electroshock Records”, президентом коей я и являюсь.
В рамках нашей компании на сегодняшний день уже вышла в свет 31 пластинка электронных исполнителей со всего мира.
В этом году мы уже выпустили десять новых пластинок. Среди них- четыре моих совместных альбома с иностранными авторами: Phillip B. Klingler, Peter Frohmader, английской группой “Karda Estra” и Christopher De Laurenti; новые альбомы композиторов: Gianluigi Gasparetti – известным под псевдонимом Oophoi (Италия), Antanas Jasenka (Латвия), Анатолия Переслегина (экс “Собаки Мебиуса”), Станислава Крейчи, альбом Эдуарда Артемьева ''Три Оды" и cборник электроакустической музыки “Electroshock Presents: Electroacoustic Music. Vol. VII”.
Еще пять пластинок выходят в декабре. Среди них - интересный новосибирский композитор Роман Столяр, московский дуэт Валерий Сивер и Кирилл Трепаков, 8-ой сборник электроакустической музыки, первые сольные альбомы на “Electroshock Records” известного итальянского композитора-исполнителя Victor Cerullo и его не менее известного американского коллеги г-на Richard Bone. Хочу подчеркнуть, что в выпуске этих CD нам была оказана спонсорская помощь “МДМ Банка” и лично г-на Андрея Насоновского.
Кроме того летом следующего года в Санкт Петербурге будет проходить фестиваль электронной, электроакустической, экспериментальной и авангардной музыки Электрошок. Это будет значимым событием, как в рамках России, так и за ее пределами. Первый подобный фестиваль, который соберет свыше ста тридцати композиторов со всего мира и по своим масштабам, по всей видимости, превзойдет все когда-либо проводившиеся электронные фестивали.
Как известно, раньше проведение фестивалей электронной музыки носило как правило локальный характер. Обычно то или иное мероприятие в своих рамках отражало либо только электронную музыку, либо только экспериментальную, либо только электроакустическую. На этот раз произойдет объединение всех серьезных направлений электронной музыки в одном действии. Среди участников приглашены такие композиторы как: Manuel Gottsching, Francis Dhomont (в 30-е совместно с Piere Schaffer разрабатывающий новое музыкальное направление, носящее название акузматической электроники), Dieter Moebius, группа “Art Zoyd”, Эдуард Артемьев, Jorge Antunes и многие другие.
Но, все-таки, самое значительное событие в настоящий момент, даже более яркое чем фестиваль, это новая работа моего отца- опера “Раскольников'”, по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, написание которой официально было завершено в сентябре этого года. Гениальнейшее произведение! Сильнее музыки я не слышал вообще! И это ни в коем случае не потому, что автор- мой отец. Я вообще крайне критически отношусь к своим работам и работам отца. Они как и любая другая музыка могут нравиться, а могут и нет.
Выпуск оперы на “Electroshock Records” планируется на осень следующего года. На май намечена основная запись, которая продлится до начала сентября. А в октябре-ноябре работа уже будет доступна в виде двойного компакт диска. Оперу будет ставить Андрон Кончаловский. Постановка - первый квартал 2004-го года. И, вероятно, она будет происходить сразу в нескольких городах мира: в Лондоне, Париже, Милане, Нью Йорке и Ст. Петербурге.
Еще одним немаловажным событием должен стать первый в истории приезд в Россию немецкой электронной группы “Tangerine Dream”. Выступление коллектива состоится восьмого и девятого сентября 2003-го года в Москве и десятого-одиннадцатого сентября в Ст. Петербурге. Этот легендарный коллектив даст по два эксклюзивных концерта в каждом городе. Музыканты будут выступать в своем современном составе: Edgar и Jerome Froese. Специально для России они представят программу из своих самых лучших работ периода 1970-79. Лично для меня это была довольно сложная задача - убедить музыкантов в том, что музыка классического периода “Tangerine Dream” представляет здесь гораздо больший интерес, чем их последние альбомы.
Вот, все это - наши глобальные задумки на следующий год. Дай бог силы и энергии, чтобы это все произошло. К настоящему моменту необходимые формальности соблюдены, договоры подписаны и отступать уже некуда.

Ж: Насколько я знаю фестиваль Электрошок должен был проходить в Ст. Петербурге в августе этого года, почему он был перенесен на следующий?

А: В самый ответственный момент, когда мы были уже готовы провести фестиваль, мы ощутили, что что-то мешает нам сделать все так, как мы хотели бы это сделать. И благодаря нашим друзьям из правительства мы поняли, что такое грандиозное событие не должно происходить отдельно от тристолетия Ст. Петербурга!
Оно непременно должно соединиться в единое - целое с этим знаменательным событием. Это же первый фестиваль в мире и его история должна вести отсчет с этого юбилея! К тому же эту идею сразу поддержали такие люди как Министр культуры г-н Михаил Ефимович Швыдкой, который согласился выступить на открытии фестиваля, Председатель правительства г-н Михаил Михаилович Касьянов, губернатор Ст. Петербурга г-н Яковлев и многие другие.

Ж: Как проходил отбор музыкантов для участия в фестивале?

А: Мы бросили клич. Поместили множество объявлений в интернете и в печатных изданиях. И самые разные авторы со всего мира просто завалили нас предложениями. Поэтому я в отборе музыкантов основывался чаще всего на свои знания в области электроники, и все авторы, которые будут представлены на фестивале “Электрошок” мне так или иначе известны, т. к. со многими я знаком лично или состою в активной переписке. Я присутствовал на их концертах за границей, они приезжали сюда и как правило, я знаю чем занимаются они, а они знают чем занимаюсь я. Подбор не известных мне участников происходил по закономерной цепочке - и через одни коллективы мы выходили на другие. Дальше мы просто слушали и смотрели. Главное в отборе музыки было то, чтобы это не было какими-то дискжокейскими делами. Для нас это должна была быть серьезная, глубокая музыка. Этот фестиваль, прежде всего, - культурное событие, которое отражает культурную музыку. Поэтому тут будут представлены в основном достаточно серьезные явления.

Ж: Скажите пожалуйста, почему зарубежные издания по электронной музыки в частности американская энциклопедия “All Music Guide to Electronica” всячески отказываются упоминать заслуги российских авторов?

А: Вы имеете в виду какую электронную музыку? Ди джейскую, клубную культуру?

Ж: Нет не только. Эта энциклопедия включает помимо всевозможных ди-джеев таких людей как: Stockhausen, Gong, Klaus Shulze, “Tangerine Dream”. Но почему-то ни слова не сообщает о деятельности нашего ученого Льва Термена и студии электронной музыки Эдуарда Николаевича Артемьева. Не кажется ли Вам, что у Запада есть предвзятое отношение к русской культуре?

А: Все зависит от того, какие издания вы читаете. На сегодняшний день Электрошок имеет дружеские контакты с более, чем пятью тысячами разнообразных компаний (это и радиостанции, и издания). Статьи о нас выходят в таких известных изданиях как Keyboard, Wire, Musical Maker, Musical Express, Audion, Sequences, Rolling Stones, KLEM, Option и многих других зарубежных изданиях. Кстати, если Вы наберёте в интернетной версии “All Music Guide” фамилию “Artemiev” или “Electroshock Records”, то Вы найдёте информацию о компакт дисках, ревью и т. д.

Ж: То есть о русской музыке все-таки знают за рубежом.

А: Да. 90% наших тиражей уходят на Запад. Мы популяризируем русскую музыку и там и здесь, но там наш лейбл, похоже знают лучше, чем здесь. Например, мне недавно посчастливилось играть в Teatro Alla Scala, которые в 1999-ом открыли двери для серьезной электронной музыки и признали ее классикой 21го века. И это при том, что Alla Scala всегда была прежде всего оперным местом, и никто себе и представить даже не мог, что вскоре там зазвучит электроника.

Ж: В предвестии столь масштабного фестиваля, коим должен стать Электрошок, как Вы считаете, можно ли назвать нашу страну Родиной электронной музыки? Как известно, именно в России был придуман и изобретен первый электронный инструмент - Терменвокс?

А: Естественно, в каждой стране существует своя школа электронной музыки. То же самое и в России. История электронной музыки, как известно, уходит своими корнями в 12-ый век, когда в Европе зародилась теоретическая подоплека электронной музыки, т.е. работа над звуком. Впоследствии композиторы, в частности Бах и Бетховен, стали применять в своих произведениях различные спецэффекты, которые дополняли звуковую палитру произведений.
В Европе зарождение идей близких электронной музыке прослеживается через сочинения композиторов XVII и последующих веков, которые расширили арсенал сложившихся традиционных средств. В этом ракурсе историки рассматривают одну из симфоний представителя Мангеймской школы "папаши" Гайдна, где использованы свистки и шумовые погремушки; обязательно вспоминают "Рождественский Хорал" Георга Фридриха Генделя (1685-1759) - для хора, оркестра и церковных колоколов; непременно отмечают торжественную увертюру "Битва Веллингтона при Витории" Людвига ван Бетховена (1770-1827), где композитор даже ввёл (здесь уместно сказать "применил") настоящую артиллерию; "Детскую Симфонию" Иосифа Гайдна (1737-1806) (для детских музыкальных инструментов), а также оперную музыку, где часто пользовались "услугами" сценических звуковых машин, воспроизводящих различные шумы и, быть может, впервые средствами оркестра создавались эффекты звукоподражания.
Этот список можно дополнить и более ранними примерами из произведений хоровой музыки.
Хрестоматийное сочинение Орландо Ди Лассо (1532-1594) "Эхо" рассматривают как едва ли не первую попытку пространственного решения организации звукового материала (как теперь сказали бы "в одноканальном" исполнении - хор размещён на одной площадке, а не распределён по помещению), а такие проблемы встали перед новой музыкой только в конце 50-х годов (если не считать спародических опытов культовой музыки и экспериментов Чарльза Эдуарда Айвса (1874-1954)). Кроме того, мастера Нидерландской школы создавали, увлекаясь полифонической идеей, произведения, где многоголосие (до 36-и голосов) с тщательно выполненной и индивидуализированной каждой из партий, в реальном звучании подчас сливалось в единый "дышащий" комплекс - гармониетембр, который воспринимается как некий гиперголос, меняющий свою динамику, окраску и внутреннюю структуру (за счeт движения голосов), где об абсолютной высоте можно говорить лишь в смысле "ширины полосы" или крайних границ звуковысотной области такой "звуковой массы".
Подобные явления, но уже как приeм, можно наблюдать в настоящее время в специальных сонорных эффектах, применяемых и в методике синтеза звука (движение обертонов и других составляющих в тембре, не нарушая его целостности) и как особые средства выразительности широко применяемых в современной музыке. Достаточно вспомнить хотя бы произведение Terry Riley "In C", где всe это большое сочинение представляет собой в результате один единственный гармониетембр, ориентированный в "C" (До).
Если говорить о достижениях нашей страны в области электронной музыки, то надо сказать, что в 1919-ом году в СССР был изобретен первый электронный инструмент Терменвокс, впоследствии свои электронные приборы также представили и другие советские изобретатели: Мурзин (синтезатор АНС), Зиновьев (синтезатор “Synthi-100”).
Была интересная ситуация в Бурже, где проводили мероприятие приуроченное к восьмидесятилетию со дня рождения Льва Термена и двадцатилетию со дня его смерти. Публика просто обомлела, когда на мероприятие приехал живой Термен. Получилось нечто вроде финальной сцены из гоголевского “Ревизора”!
Естественно, что здесь у нас существует своя школа электронной музыки, которая развивается уже очень давно. Парадоксальным фактом является то, что даже в злополучные брежневские времена, весьма успешно и плодотворно функционировала легендарная Студия электронной музыки, располагавшаяся на первом этаже музея Скрябина. Там стоял и “Synthi-100”, там был и АНС, там же происходили и всевозможные записи, в которых принимали участие и мой отец, и Юрий и Сергей Богдановы, и Владимир Мартынов, Алексей Любимов, Татьяна Гринденко, Алексей Рыбников, Альфред Шнитке, Софья Губайдулина и еще целое созвездие известных композиторов.
Туда даже приезжал итальянский режиссер Michelangelo Antonioni, американский продюсер Francis Ford Coppola, режиссеры: Никита Михалков и Андрей Тарковский. Студия была настоящим светом в конце длинного тоннеля той эпохи. Тогда в первую очередь зажималось слово, а вот в электронной музыке опасности никакой не видели, и поэтому были доступны великолепные пластинки с электроникой. В 6 лет, к примеру, я с трудом себе представлял, кто такие: Abba, Алла Пугачева, Boney M, - зато знал, что такое музыка Klaus Shulze, Harl-Heinz Stockhausen, Francis Dhomont, “King Krimson”, “Yes”, “Tangerine Dream” и др. Я же и вырос на этой музыке. Но, к сожалению, сейчас понятие ''электронная музыка'' растворилось во множестве своих коммерческих проявлений: танцевальная музыка и популярная эстрада. Фактически, любой человек, играющий на синтезаторе или составляющий треки на компьютере называет себя электронным музыкантом. А раньше эта музыка была чем-то иным. Сравнивать и смешивать всю электронную музыку в единое целое - никак нельзя. Надо разделять ее главные направления: электронная музыка, электроакустическая, экспериментальная и авангардная- а все остальное- развлекательная попса.

Ж: Философский вопрос!!! А что для Вас, человека всю жизнь занимающегося этой областью искусства, вообще такое ''электронная музыка''? Считаете ли Вы, что это музыка, сыгранная по средством электронных инструментов или это нечто большее?
А: За этим, конечно стоит нечто большее. Каждый человек ищет самовыражения. И те композиторы, которые избрали своим кредо электронную музыку, как правило этим очень сильно заинтересованы, потому что это, прежде всего, новаторская работа - разнообразные звуковые исследования, бесчисленное множеством возможных конечных вариантов. Электроника открывает более широкие возможности для автора. А будущее музыки в целом, как мне кажется, сейчас лежит именно в соединении электронных инструментов с живыми. И этим заниматься вполне позволяют cовременные музыкальные технологии, которые поднялись так высоко в своих возможностях, что при желании любой обыватель может купить электронный инструмент или компьютер, прикупить на Горбушке пиратского софта, MIDI interface и понеслась. Причем в России тот софт, который в Европе стоит баснословные деньги - продается за так.
Поэтому и стали частенько в интернете попадаться заявления, что, мол, для написания электронной музыки нотная грамота не требуется. Как так можно? Ведь это дилетантство. Если вы занимаетесь музыкой, то вы должны знать ее историю, и такие вещи как: гармония и полифония.

Ж: Музыкальные традиции?

А: Да. Необходимо не просто брать инструмент и наигрывать на нем незатейливые мелодии пресетными звуками, а искать свой тембр, свое звучание. Мне интересны прежде всего эти аспекты.
Кроме того, я считаю, что особый толчок в развитии электронной музыке дал интеллектуальный рок 70х (The Who, Yes, Pink Floyd, Genesis, King Krimson). Благодаря этим старым коллективам электронная музыка стала развиваться в своих самых разных направлениях.
Сейчас интересно экспериментирует Peter Gabriel, выпустивший недавно два фантастических сольных альбома – “Long Walk Home” и “UP” - смесь и рока, и электроники, и этнической музыки, Brian Eno – никогда не стоит на месте. Всегда в поисках чего-то нового, но всегда отличающийся своим фирменным звучанием. Недавно, кстати, он подарил мне потрясающий альбом ''Extracts from Music from White Cube'', изданный тиражом всего 5шт. Не знаю, правда, почему таким тиражом!

Ж: Для друзей, наверное?

А: Да для друзей даже не хватит!

Ж: Возвращаясь к фестивалю. Чьи живые выступления будут представлены на фестивале Электрошок 2003? Также интересно было бы узнать, какие современные технологии сейчас используются для исполнения электронной музыки? Как Вы сами предпочитаете выступать?

А: Исполнение музыки- дело личное для каждого автора. Безусловно, live concerts на фестивале будут. Это прежде всего совместное выступление отца и гитариста Manuel Gottsching из “Ashra Temple”. Два гиганта! Manuel - на гитаре, а отец - на электронике при поддержке симфонического оркестра. Мои друзья Mario Schonwalder и Detlef Keller будут использовать секвенцерную минусовку и играть поверх нее. Будут музыканты, которые в своих выступлениях привлекают акустические инструменты. Будет представлен полный спектр электронных концертов.
Лично мне сложно выступать живьем, так как моя музыка в большей степени студийная. Для живых концертов необходимо с собой вести гору инструментов и потом еще провести пару суток за их подключением. Уже были такие прецеденты, но мне это показалось черезвычайно сложным делом. Во всяком случае, в рамках фестиваля это сделать довольно сложно. Я по всей видимости буду работать в формате tape-сoncerts. Хотя, будет один день - тридцать первое июля, когда в отдельном помещении пройдет бесплатный электронный сейшн, в котором примут участие: Philip B. Klingler, Peter Frohmader, Karda Estra, Christopher De Laurenti и я. Мы сыграем по одной вещи из совместных сочинений, а потом будет общий джем. Думаю это будет весьма интересно.

Ж: Многим читателям журнала ''Шоу Мастер'' будет интересно узнать какие приборы Вы используете в работе?

А: Я приверженец компании Roland. В мой комплект входят их инструменты: Fantom, JD-800, XP 50, R-8, MC-202, SBX-10. Использую также продукцию компании Ensoniq: EPS-S (переходная модель между 16+ и EPS- всего их вышло 200шт; 8 выходов, 24мб памяти и 2000 тембров), KMX-8 и SQ-80 (Никак не могу расстаться с этим прибором! У него есть несколько звуков, которые не найдёшь ни на одном другом инструменте). У меня еще стоят: Kurzweil K-250 - самый лучший инструмент, который они выпускали; синтезатор Alesis Quadrasynth, Korg DDM 220.
Из обработок я использую: Ensoniq DP/4, Yamaha SPX 1000, REV 500, SPX 990, Alesis Midiverv, Microverb и другие. Пульт я использую аналоговый - Yamaha RM 2408. Из цифровых устройств: hard-disc recording, два АDAT XP, два DAT Fostex и Midi Interface – Marc of Unicorn MTP AV, Ensoniq Midi Patch Bay KMX-8.
Я использую родной софт корпорации Steinberg последние версии Сubase VST 32 5.0 и SX, а также WaveLab Ver. 3.0.
Так повелось, что я работаю на PC, а отец - на Mac. В принципе, мне возможностей PC вполне хватает. Хотя новая версия E-Magic разработана только для компьютеров компании Apple. Она переплюнула все ранее существовавшее программное обеспечение. Множество именитых музыкантов, таких как Klaus Shulze, Edgar Froeze сейчас старательно переучиваются работать на E-Magic. Эта система - просто фантастика! Многие электронщики в Европе стремительно переходят на E-Magic.

Ж: Артемий, в 90-е вернулся интерес к старым аналоговым приборам. Как Вы относитесь к старинным синтезаторам: Moog, Roland, Korg?

А: Отношение самое положительное. Но, к сожалению, у меня ни одного старого прибора нет. Сейчас старые приборы мастерски оснащаются MIDI, и цены на них в связи с этим тоже растут. Jupiter-8 - сейчас, к примеру, в Европе стоит свыше 3000$.

Ж: Бытует мнение, что музыка, в том числе и электронная, в своем развитии зашла в тупик. И ничего радикально нового в музыке не происходит.

А: Совершенно верно. Полностью с этим мнением согласен (смеётся). Вот сейчас Иванушки International (показывает на телеэкран) – это новое!
Вообще я приверженец старой музыки. Люблю таких людей как: Morton Feldman и Steve Reich. Из новой музыки, как я уже ранее упоминал, - нахожусь под впечатлением от Peter Gabriel, новых проектов Brian Eno и Jon Hassell. Очень интересна музыка у нашего композитора Анатолия Переслегина. Она может многим быть непонятна, но она ни на что не похожа!

Ж: А как насчет совсем молодых имен?

A: Из молодых имен все, что мне нравится, - обычно выходит на Электрошоке.

интервью было сделано 15 11 2002 Андреем Грачевым
музыкальная энциклопедия Евразия