"ЕВРАЗИЯ". Статьи.


Кирилл Трепаков - один из немногих "выживших" независимых электронщиков в Москве, о которых можно сказать, что они по-прежнему строят, а не подстраиваются. И строит этот музыкант не иллюзии, а совершенно конкретные и смелые вещи, такие как написание профессиональной авторской электронной музыки в самых разных ее проявлениях от психоделического фристайла до классического глубокого эмбиента и создание собственного музыкального лейбла motovilo records (www.motovilo.ru), стремящегося достойно издавать самобытную и качественную русскую электронную музыку.
Если давать историческую справку деятельности этого музыканта, то сталкиваешься с длительными и многогранными творческими поисками, начавшимися еще в середине 80х с психоделической арт рок группы "Долина", в которой Кирилл выступал в качестве гитариста. Затем, как и многим другим профессиональным музыкантам, Кириллу не удалось избежать эстрадно-гастрольного опыта, который он приобрел за несколько лет работы в аккомпанирующем составе певца Михаила Звездинского. В начале 90х на волне кислотной революции им же и его друзьями была создана тогда еще шумовая, а затем амбиентно-этническая группа "Весна на улице Карла Юхана". Он же лежал у истоков интересной гитарной группы "Медуза 7". И, наконец, - самый известный уже полностью авторский электронный эмбиент проект Expedition Zero, созданный в 96-м году. Именно как “Expedition Zero”, музыканту удалось окончательно оформиться как неординарному композитору, звукорежиссеру, и саунд-дизайнеру. В настоящий момент многие творческие изыскания Кирилла, как Expedition Zero, доступны для масс. Среди них и довольно свежий эмбиент альбом
«По свету Земли», выпущенный лейблом Motovilo records.
О современной эмбиент музыке и обо всех творческих событиях Expedition Zero я и решил поговорить с Кириллом .

Е: Кирилл, расскажи, пожалуйста, как родилась идея создания собственного лейбла? Что подвигло тебя заниматься изданием музыки собственноручно?
К: Современное информационное пространство в России имеет большие дыры, причем в самых разных областях, будь-то изобразительное искусство, видео арт, и в музыке тоже. Так сложилось, что я занимаюсь музыкой, преимущественно эмбиентом, а также акустической и этномузыкой.
Вокруг стали появляться музыкальные проекты, которые делали интересные работы в этой области. Постепенно появилось желание все это собрать под одним началом.
Е: Наверное, это желание возникло за неимением российских эмбиент лейблов вообще?
К: Да, отчасти это так. У нас вообще эта музыка никак пока не представлена. Фактически, эмбиентных информационных ресурсов у нас нигде нет. Хотя я столкнулся в сети с каким-то сайтом , на котором кроме заставки с надписью "эмбиент" ничего нет.
Е: И ты решил взять на себя ответственность за эмбиент в России?
К: Ответственность, это слишком громко сказано - я решил этим заниматься, т.к. у меня это хорошо получается. Я знаю эту музыку и снаружи и изнутри, знаю ее идеологию и технологию. Тем более, что я не один - подобралась небольшая команда и мы решили заполнить эту экологическую нишу.
Е Как давно ты знаком с музыкой эмбиент?
К: C детства. Первой околоэмбиентной музыкой в моей жизни был Pink Floyd "Wish you were here", которых я слушал тогда на бобинах. Должен сказать, меня это тогда очень впечатлило. Эмбиент существует как бы параллельно моей жизни - я вспоминаю, как в глубоком детстве все время рисовал «Дождь и Ветер» - своего рода тоже эмбиент.
Е: Расскажи, пожалуйста, про идеологию этой музыки. Существует опрометчивое мнение, что вообще эмбиент- фоновая функциональная музыка. Что ты об этом думаешь?
К: По поводу эмбиента есть хорошая статья на нашем странице в Интернете: http://www.motovilo.ru/articles/ambient1.html
В ней довольно подробно обсуждаются различные точки зрения относительно эмбиента и прилагаются всевозможная критика и обсуждение. Касательно идеологии я могу сказать следующее: Человечество глохнет, оно разучилось слушать. Для того чтобы люди все-таки что-то услышали, необходимостью стало непрестанно орать и долбить тарелками им в уши. Но от этого глухота еще сильнее прогрессирует. В современной массовой культуре, музыка теряет оттенки, становясь постоянным громким криком без чувств и смысла. По своей сути везде одно и то же давление. Чем больше это давление воздействует на человека, тем сильнее притупляется его восприятие, и далее все идет по замкнутому циклу.
Е: Ты отслеживаешь, что происходит на мировой эмбиент сцене?
К: Да, конечно, но это довольно сложно. Музыканты, сочиняющие подобную музыку, чаще всего люди замкнутые и не стремятся выставить себя напоказ, как это делают поп-звезды. Даже крохи информации об уже вышедших и довольно известных альбомах и то неимоверно тяжело собирать…
Е: Что происходит нового в современном эмбиенте ?
К: Сейчас сложилась совершенно парадоксальная ситуация - в мировой культуре очень мало происходит чего-то принципиально нового. Но интересные работы, безусловно, есть. Вот то, что первым приходит на ум, - хотя сразу назвать лучшее сложно…например: Biosphere "Circue" 2000го года, норвежский эсид-джазовый проект John Waseldorf "New conception of Jazz", Taylor Deupree и его лейбл 12K, Richi Hawtin (Plastikman, Concept One), и другие.
E: Biosphere характерны классическим эмбиентным звучанием, как насчет Gаs из Кельна? Некоторые ценители эмбиента считают, что именно музыка данного проекта является революционной в своем роде...
К: Мало ли, кто чего считает. Многие сейчас вообще называют эмбиентом музыку, которая вообще ею не является. Например, если зайти на сайт www.realmusic.ru и посмотреть раздел эмбиент, то в действительности эмбиент композиций окажется не более 3х из 30ти. Остальные 27- все что угодно техно, down tempo, медленный транс и много чего еще.
Е: Скажи, а что есть в твоем понимании эмбиент музыка?
К:Самое лучшее определение этому слову я нашел для себя в словаре Longman: "The way a place makes you feel", т.е. здесь имеется в виду набор окружающих ощущений, который позволяет более глубоко чувствовать настоящий момент времени в настоящем месте. Хотя это сложно объяснить словами, гораздо проще почувствовать.
Термин "эмбиент" возник, как известно, благодаря Брайну Ино, который находясь в больнице и изнемогая от скуки, вслушивался в окружающую звуковую действительность и в определенный момент окружающие шумы слились в картины, звучавшие как музыка. После чего он написал свою легендарную пластинку "Ambient", которую и принято считать исходной в одноименной стилистике.
Е: Скажи, пожалуйста, если наше окружение является частью эмбиента, то есть ли географический аспект, например, находясь сейчас здесь, в городе Москва, можно ли говорить о каком-то самобытном эмбиент звучании?
К: В 1998м году я довольно много путешествовал по Москве с репортерским DAT-магнитофоном и стерео микрофоном, записывая все, что происходило вокруг. У меня до сих пор осталось множество сэмплов того периода. Сейчас я стараюсь как можно меньше появляться в центре города, особенно днем т. к. там очень воняет выхлопными газами и стараюсь больше находиться именно здесь, в той части Москвы, где я сейчас живу, ну или за городом. Тут достаточно спокойно за окном, много ворон, а летом и стрижи прилетают и чайки. Но, безусловно, этот городской индустриальный гул всегда присутствует, а куда от него деваться!
Е: Ну а как насчет эксклюзивного эмбиент звучания из Москвы?
К: А оно есть? Где оно? Где артисты? Для этого мы и создали Motovilo Records.
Е: Ну, конкретно твоя музыка? Можешь ли ты на мировой сцене представлять некое московское эмбиент течение?
К: Думаю, да. Но, на мой взгляд, не совсем корректно связывать географическое расположение с эмбиент культурой. Потому что, во-первых, эмбиент выходит за грани не только территории, но и, быть может, физической реальности. Во-вторых, если делать эмбиент с душой, то сразу же появляется много личного, драматургии, переживаний, которые сразу же выходят за рамки одной территориальной принадлежности. Но что касается русского духа, то это, безусловно, есть.
Лично я являюсь носителем русской культуры, причем не просто книжно-образовательной, когда человек выучил 30 русских народных песен, научился играть на балалайке, а именно носителем глубинного мироощущения, которое живет внутри и впитано с молоком матери. И я могу передать это другим людям через искусство.
Что касается русского эмбиента - он есть! Другое дело, про какую-то московскую волну я ничего не могу сказать, так как это слишком узкое понятие. А российская эмбиент волна есть.
Е: Давай поговорим о тех проектах, которые ты собираешься выпускать на своем лейбле. Vevenza’s, DJ Otkos, Midway, насколько я понял, это твои друзья? Стремишься ли ты расширять круг музыкантов, которые будут выпускаться на твоем лейбле?
К: Да. На нашем сайте висит объявление о том, что к сотрудничеству приглашаются музыкальные проекты, имеющие в своем арсенале эмбиентные работы. Мы планируем издать несколько промо компиляций из русских артистов для пропаганды этой культуры как у нас в стране, так и за рубежом. Мне часто присылают демо записи, и поводу всего этого я могу сказать вот что: Во первых, очень много людей просто не знают, что такое эмбиент, предлагая все что угодно, говоря, что это эмбиент. Во-вторых, удешевление компьютерных технологий сделало очень многих людей псевдоартистами. Какой-то человек купил себе Sound Blaster, игровой компьютер и поставил себе пару пиратских программ - сразу же называет себя музыкантом, а слушается все, как детский лепет. К сожалению, несмотря на всевозможные наши предупреждения по поводу того, что мы не хотим выпускать халтуру, это мало помогает!
Нас больше интересуют музыканты не те, которые просто двигают мышью квадратики на компьютере, а те которые умеют на чем-то играть и сами делают свои библиотеки звуков, а не используют ворованные сэмплы. Нас интересует самобытное творчество.
Е: Давай теперь поговорим о выпуске музыки. Я понял, что вы издаете компакт диски собственными усилиями? Как это удается? И как обстоит дело с распространением?
К: Ну, напечатать сейчас тираж CD, достаточно доступно. Но что касается дистрибьюции - все намного сложнее. В России дело с распространением идет очень медленно. Основная проблема состоит в том, что обилие пиратских релизов делает очень нерентабельной работу вне пиратства. Людей приучили платить 80р за кусок пластмассы со вкладышем из туалетной бумаги. А если брать оплату дизайнеров, если брать качественную полиграфию, авторскую музыку, то набегает совсем другая сумма. К сожалению, не все это понимают. Но многие люди, готовы платить эту сумму, она в принципе сопоставима со стоимостью двух кружек пива в баре. Тем более, что за нее покупатель получает не пиратский релиз , а авторскую коллекционную пластинку, которая с каждым годом будет иметь все большую и большую ценность.
Что касается конкретно нас - motovilo records, то мы просто зашиваемся в работе. Нам приходится содержать студию, заниматься музыкой, дизайном, поддерживать сайт, заниматься PR, писать статьи, вести бухгалтерию, и часто до многих других важных дел руки просто не доходят.
Е: А кто сейчас входит в творческий коллектив вашего лейбла?
К: Ну, прежде всего это Марина, скрывающаяся под псевдонимом eNELo. Она графический дизайнер, автор статей для сайта, финансовый директор и маркетолог. Она делала дизайн нашего сайта и первого релиза. Она также занимается различными организационными вопросами. А я занимаюсь как по музыкально-студийно-технической части - студия, музыка, web-программирование, ну и всем остальным понемногу. К счастью нам еще помогают некоторые друзья, а как без них?
Е: В последнее время на московских лейблах вышли твои пластинки, каковы твои ощущения от сотрудничества с местными рекорд компаниями: Космос продакшн и Цитадель рекордз?
К: Что касается Космоса, то к тому моменту как вышел долгожданный многими альбом "Deep Sleep" все ощущения перегорели. Он должен был выйти еще в 98м году, а это случилось лишь в 2002м. Если бы это произошло своевременно, то было бы более актуально и прогрессивно. А сейчас это выглядит, то же самое как бежать за уходящим поездом. Хотя хорошо, что хоть издали!
Что касается лейбла Цитадель рекордз- то это мои друзья, в частности Борис Назаров (Moscow Grooves Institute). Я не склонен заниматься критикой деятельности этого лейбла, они, несмотря на многие недостатки, одни из немногих, которые делают хоть что-то прогрессивное в нашей стране.
Е: Расскажи, пожайлуста, о ближайших релизах motovilo records.
К: Сейчас у нас готово к изданию около 10 различных альбомов - Expedition Zero, Vevenza’s, DJ Otkos, пара сборников и новый совместный с Валерием Сивером проект Midway. В этой работе сочетаются акустические гитары с эмбиентной электроникой. Но скорее всего, сразу все издать мы не сможем, поэтому часть альбомов планируем выпустить «на стороне». А вот какие и на какой стороне - время покажет.
Е: Проходят ли сейчас у тебя концертные выступления?
К: 11го апреля состоялась презентация проекта Midway в клубе "Место". Мы играли там с Валерием Сивером на акустических гитарах, и звучало некое электронное сопровождение. Планируется выступление на фестивале электронной музыки в июле в Питере. Его устраивает лейбл Артемия
Артемьева Electroshock records.
Е: В среде "живых" музыкантов бытует мнение, что электронщики не играют живьем?
К: Ты знаешь, не играет живьем, лишь только тот, кто этого не умеет. Другое дело, когда работа происходит в студии и запись треков происходит по очереди. А на концерте необходимо исполнять одновременно, и поэтому полностью живого выступления можно достичь либо за счет большого количества профессиональных музыкантов, либо использовать компьютер, мультитреки, секвенсор, что само по себе уже не является живьем. Но, тем не менее, если брать какие-то эмбиентальные минималистичные стили, то вполне реально играть живьем, используя лишь скупые заготовки.
Я обычно запускаю какие-то минуса и играю сверху на клавишах. Сейчас вопрос стоит, с кем заниматься живыми выступлениями, т. к. электронных музыкантов, которые умеют играть и импровизировать в реальном времени очень мало.
Е: На мой взгляд, словосочетание "электронный музыкант" скрывает нечто большее, чем просто человек, играющий на электронных инструментах. Что для тебя значит быть электронщиком?
К: В первую очередь я вернусь к понятию "музыкант". Если человек музыкант в душе, и он занимается своим делом, направляя всевозможные усилия на совершенствование своего таланта и мастерства, то он будет на всем делать свое дело хорошо, будь-то дудка, гитара или синтезаторы. Что касается электронной музыки и электронных музыкантов, то всякий считающий себя оным, должен сочетать в себе следующие качества: он в первую очередь должен быть инструменталистом (клавишником или гитаристом), знать музыкальную грамоту, теорию музыки; второе он должен знать теорию цифрового звука, должен быть, фактически, звукорежиссером; должен иметь представления и в математике, и в электронике и должен обладать хотя бы базисными знаниями по технологиям, только для того, чтобы их не нарушать. И цифровая и электронная музыка очень нетерпимы к нарушениям технологий. Один-два раза где-то нарушается целостность процесса - и долгие труды превращаются в плоский, грязный, неинтересно звучащий трек. Сейчас электронный музыкант, безусловно, должен знать основы компьютерных и синтезаторных устройств, только лишь для того, чтобы он мог себе обеспечить беспроблемную работу. Чтобы для выполнения какой-то задачи, он знал и теоретически, и практически, как эту задачу воплотить в реальность.
Е: То есть ты видишь в электронной музыке определенное мастерство? А как же душа?
К: Если человек делает свое дело с душой, это в любой музыке будет чувствоваться. А мастерство нужно, чтобы душа и драматургия не потерялась в технологиях. Технологии могут затмить и обезличить все это, а знание технологии необходимы для того, чтобы средства самовыражения не мешали цели. Чтобы человек мог беспроблемно донести до слушателя то, что он хочет до него донести. Для этого и нужно мастерство. И здесь предела совершенства, конечно же, нет.
Е: Как ты относишься к экспериментам в области электронного звука? В наши дни это стало популярно..
К: Я постоянно занимался и занимаюсь различными экспериментами и не только в музыке.
Е: При прослушивании музыки Expedition Zero я заметил удачное присутствие мелодических и звуковых элементов, характерных классической гитарной психоделии 60х. С чем это связано?
К:Да, безусловно, эти элементы есть. Я воспитывался, помимо классической музыки, именно на психоделическом арт роке:Pink Floyd, Gratefull Dead, ранний Deep Purple и т п. И это отложило свой отпечаток. В 86-87м я сам играл психоделический рок в группе "Долина", перетекавший иногда в нойз.
Е: Не считаешь ли ты, что современная экспериментальная электронная музыка это своего рода возрождение алхимии?
К: Боюсь, что нет. Если для музыканта то, чем он занимается, алхимия, то это говорит только о том, что он просто-напросто не знает технологии. Зная технологии, музыкант прекрасно осознает, что он делает и что происходит со звуком, в тот момент, когда он нажимает ту или иную кнопку или крутит ту или иную ручку. Если он этого не понимает- то это другой путь, метод тыка.
В этом случае он работает по ощущениям. Этот путь по-своему замечателен, и я иногда сам к нему обращаюсь.
Но когда есть в сознании опыт, который необходимо передать, там уже нужно знать конкретно какую нужно крутануть ручку, в какую сторону и насколько градусов, чтобы получить необходимый звук.
Е:Функциональность.
К:Конечно, нужно знать эту функциональность, для того, чтобы не потерять в музыке главное. Чтобы эксперимент не затмил душу.

Дискография Expedition Zero:

«ultra hi» 1997 (СD/MC) Citadel Records вышел в 2000м году
«deep sleep» 1997 (CD) Cosmos Productions вышел в 2002м году
«Ambulance» 2000 (CD/MC) Citadel Records вышел в 2001м году
«По свету Земли» 2001 (CD) Motovilo Records вышел в 2001м году

Интервью подготовлено Грачевым Андреем - музыкальная энциклопедия "Евразия".