Обзор музыкальных событий от Независимой энциклопедии Евразия.

В данном обзоре мне бы хотелось рассказать о наиболее актуальных и ярких
событиях на современной московской независимой музыкальной сцене.
Говорить о культурных революциях в наши времена не приходиться, тем не менее, что-то по-прежнему происходит. Происходит даже вопреки воцарившимуся с некоторых пор постиндустриальному застою и информационному перенасыщению. И если каких-то 5 лет назад стили и направленияменялись, в той же электронной музыке, как перчатки, то сейчас наблюдается определенная настороженность и даже оживающая обратная связь с мифологическим прошлым, которое совсем недавно так беспощадно обстебывалось сторонниками новых компьютерных технологий и постмодерна.
Вопреки сказочкам о позитивной вибрации длинною во всю жизнь и
''магии'' местного шоу бизнеса, счастливых больше не стало. Те кто творил без оглядки на время и тенденции- творят и сейчас. Те, кто согласно времени поменял пол, цвет кожи и род своей деятельности оказались в котле пошлости всевозможных бюро заказов и предложений и стали новыми марионетками иллюзорных надежд, быстро растворяющихся в некрореалистичекой погоне за временем и благосостоянием.
Претендующие на разумность и объективность, в очередной раз придумали примитивные ''чертежи'' того, что можно, а что- нельзя, но подобные руководства действуют, как известно, лишь непродолжительное время и не на всех.
Затворничество и эксперимент на самом себе остаются наиболее важными формами самобытной музыкальной выразительности.

В данный обзор вошли разнообразные пластинки российских независимых авторов, новые и архивные. Кто-то может возмутиться, что в моих обзорах много ''откровенного старья'', но сказать честно, плевал я на время- никогда не ставил себе задачи соответствовать времени, моде или не соответствовать. Да жизнь- трансформация, но сакральное неизменно, независимо от форм и путей его проявления.

(Том 1) 11.2003


1 Сергей Топорков ''Дэмо" 2001 Promo Не Издано

Замечательный, но пока малоизвестный электронщик из Москвы.
Записывает весьма разноплановую зажигательную электронную музыку от этно даба до электро, брейкбита и old school drum n bass. Четкий отпалированный ритм хорошо сливается с сэмплерными мелодиями и этническими арабскими кусками. По сути Топорков- отличный пример современной русской танцевальной музыки, в которой умело сочетается танцевальность и авангардность. Отчасти этот композитор близок по духу к Министерству Психоделики и Грибным Воротам.
К тому же, здесь мы имеем дело еще и с уверенным и выразительным звучанием.
Готовый к изданию материал, звучащий актуально и показательно.


2 Строфария против Грибов Звездит MC Лугин 2003 Demo single

Еще один эксперимент по соединению электронного минимализма с литературой.
На этот раз голос звучит глубоко и настараживающе. У микрофона человек крайне
неординарный и многосторонний. Учредитель легендарного движения Север, существующего почти 15 лет в самых разных проявлениях: от психоделического театрального перфоманса до оркестра урбанистического шаманизма и андеграундного промоушена. Рады представить- Александр Лугин собственной персоной зачитывает невероятные по своей реальной вероятности истории из газеты про НЛО. Свидетельства очевидцев: западной женщины-обывательницы, после работы столкнувшейся с чем-то третьим и мужчины-путешественника в иные миры, который туда уезжает прямо с собственного дивана.
Никакого ценизма и постмодерна- истории доводят до запредельного предела, своеобразного психо-созерцательного климакса с легкостью мамлеевской энергетики и шаманским наваждением самого Лугина, частенько исполнявшего во время перфомансов произведения евразийских поэтов и эзотериков, в частности Евгения Всеволдовича Головина.
В этот сингл вошли две истории и инструментальная композиция от не менее ярких музыкантов: Дмитрия , известного как Строфария с 1997го года и Александра Новикова-Прибоя (один из основных музыкантов Mushrooms). Саундтрек выполнен утонченно и четко, соответствуя общему настрою этого комплексного проекта.
В какой-то момент выползают железные ритмические фактуры, плавующие в шумовых дебрях психоакустики и северного психоджаза.


3 BardCore " 1994-96 Дэмо" zuboff23@rambler.ru

Один из ранних проектов фрязинского музыканта Дмитрия Зубова (проекты Зубов, Гипноз). Довольно трешевый состав исполняющий авторские песни на стыке стеба, панк-рока, готики и квази-шансона. Эмоциональные и эксцентричные поэтические панк зарисовки об Афгане, мастурбации, зоне и прочих черно-белых фрагментах здешней жизни оказывают сильное терапевтическое воздействие.
В принципе- Bardcore- эстрадный коктейль панк культуры, средне-русского пиздеца и коллективов ДК и Волосатое Стекло.
Музыка- довольно эклектична и просторна.


4 Ambivalence ''Promo Album'' 2003 Promo

Совершенно неожиданный проект двух разных музыкантов с немалым жизненным и музыкальным стажем: Михаила Чернева (амбиент-экспериментатора из Дубны) и техно музыканта из окружения Антона Кубикова Михаила Теплова (он же Ill Doggy).
Вдумчивый и проникновенный атмосферинг подводных и воздушных миров. Путешествие в неопределенность человеческой сущности- отчужденность и метафизическая уединенность, граничащая с криком души и желанием проникнуть в некое третье измерение.
Таким показался мне промо материал этого интересного совместного проекта. Название проекта в момент предоставления компакт диска мне было еще под вопросом, но содержание амбиентно-нойзово-спейсового
коктейля хорошо восстановит утраченные в осеннем беспределе силы и возможно подтолкнет, кого-то, как это случилось со мной , к медитативному
метапознанию.
Одна из лучших российских пластинок этой осени.

5 Ole Lukkoye ''Dream of the wind'' 1989-91 The lollilope shoppe (CD)

Красивая средневековая музыка с евразийским окрасом. Один из ранних альбомов именитой, как за рубежом, так и у нас питерской психоделеческой команды, выросшей в 89м году из инди
рок группы Сезон Дождей.
На этом альбоме практически нет вокала, но это ничуть не меняет характера и оригинального стиля Оле Луккое. Медитативная экзотическая атмосфера, легкая и светлая , но не нью эйдж, скорее живой эмбиент-транс, да такой, что местами и не верится, что он такой давности.
Именно ''Dream of the wind'' приоткрыл мне существенную тайну транса-
в настоящем трансе должно преобладать нечто чарующее и не поддающееся никакому объяснению- третее, запредельное и стоящее выше разложения структуры на звуки, гармонические каноны и ассоциации.
Живая суть-не зависящая порой даже от творцов-Голем!
Потрясающий подарок для любителей неожиданных путешествий!

6 Namgar ''Hatar'' (CD) 2003 Sketis music

Ансамбль известной бурятской исполнительницы фольклерно-эстрадного жанра Намгар Лхасарановой прекрасно переносит в мир бурятских и монгольских музыкальных традиций. Состав участников ансамбля многогранен, среди участников присутствует и москвич - легендарный художник Юрий Балашов с корягой и тибетской поющей чашей.
Довольно яркое и многогранное значение народной музыки в данном альбоме достигает определенного предела как в исполнительском так и в психоделическом срезе.
Легкая атмосфера и воздушный звук делают прослушивание этой довольно непростой работы доступным и сокровенным, затрагивая самые тонкие нити подсознания, всецело нацелеваясь на восполнение таинственной магии Востока, в качестве достойного ответа на бесчувственность и прогматичность Запада.
Продюсированием этого проекта занимался ныне покойный Артур Пилявин (клавишник Квартала)- ему и посвящается это глубинное евразийское послание.

7 Николай Коперник ''Родина" 1986 Пока Не Издан

Первый песенный альбом легендарной московской группы Юрия Орлова.
До Родины в меломанских кругах ходила запись НК ''Человек с дороги''- авангардный коктейль джазрока и психоделии при участии музыкантов, впоследствии назвавших себя До Мажор. Но запись та канула в историческое небытие, и если кто-то
по-прежнему ею располагает, то с удовольствием сделал бы копию для архива ''Евразии" (eurazia@hotmail.com).
Итак, что касается Родины, то это пример великолепного евразийского рок звучания- умелого сочетания новой волны, фри джаза, глэма, поэтичной нео романтики и академической психоделии.
Альбом записывался в 86м году на домашней студии Игоря Васильева (там же, где Ночной Проспект записывали ''Кислоты"). В составе Николая Коперника 86го года играло множество ярких московских музыкантов. В частности, Игорь Лень (впоследствии записавший несколько удачных амбиентных альбомов , Дмитрий Цветков (постоянный барабанщик группы до 1989го года), великолепный басист Олег Андреев (вместе с Орловым и Андреем Сучилиным в 85м году создавший группу) и конечно же сам Орлов с его психоделичным и возвышенным вокалом, экспериментамльными саксофонными партиями и шумовыми гитарами.
Об этом альбоме можно писать бесконечно и он того стоит, так как является истинным манифестом евразийской культуры в ее разноплановых
проявлениях: от припанкованных ''Горцев'' и ''Музы'' стилистика пластинки простирается до метафизических баллад ''Там вдали'' , ''Родина",
'' В небесах лазурных'' и хита всех времен ''Дымки''.
Остается ждать того момента, когда кто-то или что-то выпустит в виде CD или каких-то других носителей бессмертное детище гелиоцентризма Николая Коперника- величайшей психоделической группы советской эпохи.


8 THE HET vs Axegumator ''Trinity Creation'' 2003 Уникальное Промо

Итак, я добрался до , пожалуй, самого уникального материала в моем архиве. Эта пластинка попала ко мне, конечно, не случайно! Легенда сообщает, что человек, который называл себя THE HET -Валерий Васюков-Вирус и который успел в свое время поработать с Министерством Психоделики , Alien Pat Hollman и Esclavos Del Futuro. Согласно самым последним дошедшим до меня сведениям Валера сейчас находится где-то в Польше и готовит новую оккультную звуковую революцию , дабы вернуть московской электронно-психоделической волне законное место в самобытном ореоле ''синтеза живого и неживого''.
Манифест настоящей жизни и инициации. Глубокая сюжетная черная фантастика с авторской поэзией в потрясающем сэмплоделическом эмбиент-нойзовом пространстве.
Множество потусторонних литературных элементов не позваляют оторваться от прослушивания. Шаманизм на гране с драматизмом и некрореализмом.
Должен сказать, что из всего, что сейчас производится под маркой ''Ministry of Psycho''- материал THE HET представляет собой нечто самое сокровенное и глубинное.
Я надеюсь, что в скором времени последует издание этого материала. А затем Валера вернется и тогда все и начнется...
Мы ждем тебя ! Да помогут тебе наши потусторонние силы!


9 Оле Лукойе ''Кристальный Лом" Klangbad 2000

Четвертый LP легендарной психоделической группы из Санкт Петербурга, выпущенной на немецком лейбле, основанном музыкантами краут рок группы Faust.
Примечателен тем, что в состав группы к тому моменту вошла исполнительница русского фольклера Таня Сваха (также известная по проекту 2012). Получилась яркая евразийская эстрада с элементами азиатской этники, психоделии, холодного
трип хопа и world music.
Эзотиреческая эклектика шаманских состояний и духовной бездны Евразии.


10 Expedition Zero "Ultra Hi'' 1996-97 Citadel Rec

Первый альбом этого известного синтезаторного проекта из Москвы. В 1997м году в него помимо Кирилла Трепакова также входили: Николай Анохин и Виталий Литвинов. Играли они все на разнообразных коробочках в клубах : Луч и Акватория.
А на домашней студии записывали разнообразные амбиентные альбомы с уклоном в дип техно, этно-даб и IDM-транс.
Это дебютный альбом Expedition Zero, выпущенный лишь в 2000м году, но остающийся культурным памятником московского кислотного звучания середины-конца 90х.
Великолепные экзотические, но зимние, мелодии Кирилла Трепакова (также участника Медузы 7 и ранней Весны на улице Карла Юхана) пересекаются с урбанистическими сэмплами и техноратичными ритмами других участников.
Сочетание возвышенных этнических элементов с красивыми аналоговыми падами и дабовыми басами делают эту пластинку приемлемой и для домашнего прослушивания и для путешествий по городу.
Особого внимания заслуживает, на мой взгляд, последний тре с этого альбома с одноименным названием ''Ultra Hi''.


11 Солдат Семенов "Силовые Поля" 1996-98 FeeLee

Третий альбом совместного проекта электронщика Ивана Соколовского (Ночной Проспект, Yat Kha и Soft Animals) с евразийским поэтом Аркадием Семеновым (писал тексты Вежливому Отказу).
Альбом продолжает и в музыкальном и в поэтическом ключе эстетику этого необычного проекта.
Соколовский на этой построковой пластинке использует больше электроники и синкопической ритмики, разбавляет ее многообразием своих четких и ярких мелодических опусов.
Тексты Семенова стали более хмурыми, но оставили в себе и долю метафизического романтизма ('' К Музе" и "Небо").
В записи этой пластинки также принимали участие гитаристы: Виктор Лукьянов (Soft Animals), Сергей Мантров, Андрей Сучилин (До Мажор) и Сергей Сабинин (Центр, Системы).
Кроме того в композиции ''К Музе" успел тажке поучаствовать легендарный флейтист Александр Воронин (До Мажор, Николай Коперник).


12 Улей ''Одно" NN records 1999

Не знаю, реально ли сейчас где-то в продаже найти эту шикарную работу гитариста московского Оле Лукое Макса Богоявленского.
Она в свое время вышла в формате кассеты на независимом лейбле NN Records и оставила в памяти множество положительных эмоций.
Прежде всего- это сэмплерный минимализм на амбиентной основе с элементами электроакустики, new age и транса. Кроме того весь альбом замешан на художественной концепции Улея и его студийных экспериментов.
Очень подкупает разнообразие лейтмотивов на протяжении пластинки. Виртуальное путешествие, Довольно гармоничное, Природное, Волшебное... Рекомендуется всем поклонникам неординарного амбиента.
Надеюсь, NN Records еще не раз будут переиздавать эту полновесную альбомную работу.

13 Modus "Reflection in Time'' 1997 RDM

Следующий после Сиреневого Оркестра эсид джазовый проект известных московских музыкантов: Владимира Иванова, Владимира Володина, Валерия Люстрова, Сергея Зубкова и Дмитрия Косинского.
Проект примечателен исключительным звучанием и виртуозным мелодизмом, столь редко встречающимся в среде российского фьюжена.
При всей модности Acid Jazzа Модус не копируют западные салонные направления, а
передают своими меланхоличными вечерними атмосферами летнюю энергетику Москвы. Особого внимания заслуживает довольно новаторская в жанре работа "Jazz new beats''.

14 Иван Соколовский ''Музыка для богатых'' 1990-92 Хорошая Студия

Первый из изданных сольных альбомов московского электронщика Ивана Соколовского (Ночной Проспект Yat Kha Солдат Семенов и Soft Animals).
Альбом продолжает эстетику раннего проекта Ивана ТВД, существовавшего еще с середины 80х (частично выпущенного на виниловых пластинках серии Lava).
Постмодернистический симфонизм с элементами тувинской этники, электро, фри джаза и русского фольклера ( Зелена Трава).
Название альбома и его оформление символизируют постмодернистический стеб над музыкой New Age, предполагающей комфорт и самоутверждение
Музыка Соколовского- русская метафизическая психоделия, поражающая неожиданностью и живописностью своих образов и настроений.
Особенно яркой мне показалась компазиция ''Полуденный отдых Хана".

15 F.R.U.I.T.S "Electrostatic'' 1997 Exotica

Известный альбом московского техно-авангардного проекта F.R.U.I.T.S (Алексей Борисов и Павел Жагун). Неоднократно наталкивался на рецензии, где эту пластинку сравнивали с Pan Sonic. Хотя и русский, и финский проекты давно знакомы, а также в середине 90х работали в смежных направлениях, FRUITS существуют несколько дольше, и кто оказал на кого влияние- сказать сразу сложно.
Хотя и по музыке эти два проекта значительно разняться.
FRUITS в большей степени склонны к шумовому эмбиенту с вкраплениями техно или электро, в то время как Pan Sonic стройно и грозно следуют техно-минималистическому диктату лейбла Sahke.
На этой пластинке Алексей Борисов и Павел Жагун в свои отпалированные ритмические конструкции включили сэмплы финского дуэта, всегда делавшего акцент на авторство своих уникальных звуков.
Альбом слушается на одном дыхании и как одно произведение.
Отличное чувство меры и стилистической чистоты.

16 Новые Композиторы ''Астра'' Aquarian Publications

Гениальная классическая работа Игоря Веричева и Валерия Алахова из Питера.
Сэмплерно-синтезаторный амбиент с утонченной эстетской атмосферой и элементов научно-фантастической психоделии. От классических светлых амбиентных атмосфер до космической эстрады (Робот-Адепт) и минимализма (Макроскоп Разбитая бесконечность).
Каждая композиция с этой пластинки- яркий пейзаж с неповторимым окрасом.
Более об этом писать не имеет смысла- лучше слушать!


17 Новые Композиторы и Пит Намлок ''Планетарий 2'' 1999 Caravan

Вторая совместная пластинка легендарных питерских новых композиторов и не менее легендарного артиста с Fax Records Пита Намлука. Второй том Планетария выполнен в техно-трансовой эстетике и лучших традициях композиторской сэмплоделики Валерия Алахова и Игоря Веричева. Намлок тоже легко узнается со своими синтезаторными басами и падами. Альбом получился более интересен нежели самостоятельные танцевальные проекты питерцев. Пит Намлок добавил в космическо-юмористическую атмосферу Н К сочность звука и немецкую амбиентность.
Самой яркой композицией с этого альбома мне показалась ''Трансформатор''.


18 Новые Композиторы ''Smart'' (специальный гость Браин Ино) 1999

Можно с легкостью назвать данную пластинку ''по мотивам альбома Астра",
точнее светских мотивов в Астре. Много роялей, небесных синтезаторных интонаций, гораздо меньше сэмплера и шумов. Ровная утренняя разлабуха.
Браин Ино участвует в трех номерах с этого альбома (Long SQ, Short SQ,Woodnay). С ним композиторы знакомы не первый год и конкретно в этом альбоме во многом продолжают эстетические традиции ''Музыки Аэропортов". Хотя есть и отступления: трипхоповые ''Факстрот" и ''Адепт".
В целом, альбом успешный и добротный- подарок для коллекционеров позитивных и светлых атмосфер.

19 cб-ник На Почве Минимализма Цитадель 1998

Эта компиляция относится к эпохе ранней кассетной продукции московского лейбла Цитадель Рекордз (в тот момент совместного с Discocsid Records).
На Почве Минимализма- был концептуально заявлен как русский минимал техно сборник. Получился довольно разношерстный коктейль разнообразных видений техно.
DJ O (известен как промоутер легендарной Акватории) представил тут довольно энергичный и даже экспериментальный трек ''Генератор". Moscow Grooves Institute представили целых две работы- обе симпатичные, но не техногенные. Alex-Under -молодой Цитаделевский артист представил тоже два трека- скудных и безликих.
Ранний Антон Кубиков (Scsi 9) пытался звучать серьезно, но плоско. Compass-Vrubell
(ди джей Птюч Sound System) и его юмористическая композиция-хит исповедь хоккеиста спустя пять лет звучит довольно навязчиво и пусто, хотя и привлекает к себе внимание. Наиболее интересными на сборнике мне показались работы выполненные на единственной в тот момент полноценной техно студии Solaris Station
Это треки старых московских Ди Джеев Фиша и Спайдера. Они представили для компиляции очень ровные диповые путешествия, которые без всяких там сомнений можно отнести к настоящему русскому техно. В завершении сборника трек от Константина Силкина (Chelita)- эсид хаусовый, но мелодичный и выразительный.
Этот сборник, как и множество других сборников Цитадели сложно увековечить и порой даже не из-за артистов, а из-за идиотского донельзя скомпрессированного звучания, которое отталкивает даже мой изощренный к разнообразному трешу интерес.

20 DJ E-Shak ''Свой человек в Баку'' 2000 Картон Рекордз/ NN Records

Второй альбом сольного проекта Ричардаса Норвила (Са Зна, Интернат).
Как DJ E-Shak Ричард пытался отобразить особенности звучания той или иной советской республики .
В частности, "Свой человек в Баку"- отображение Азербайджанского саунда.
Заводные практически хардкоровые ломаные ритмы в унисон перемещаются с эстрадными и этническими сэмплами из Азербайджана. Абсолютный шлягер ''Ббо-Позвони" (со словами ''бить можит ты забила мой номер тилифона....).
Более медитативная "Улица Мандариновых фонарей" и достаточно технократичная работа "Ббо-Тыия"..
Альбом-неприменный подарок для тех, кто ищет авторского новаторского ''железного'' звучания и зажигательной вполне танцевальной энергетики.
С точки зрения технологии производства этой пластинки- она воистину алхимическая.
Ричард сэмплировал аналоговые приборы из СССР в сэмплеры Akai MPC 2000 и S 20
и рубился с ними и Jo-XB09 в реальном времени при помощи груды разнообразных педалей. Записывал эти сесии на дат, потом специально перегонял на советские кассеты МК с их неповторимой компрессией и с них уже цифровал снова на дат.


21 Klutch ''Искажение Восприятия'' 1998 Perforated rec

Один из ранних релизов преимущественно кассетного лейбла Perforated records- молодой компьютерщик Klutch и его дебютный альбом. Довольно сочная и зрелая смесь драм н баса, техно, электро и IDM, неплохие шумовые вкрапления- но однообразная про-западная звуковая основа.
Выделить какие-то треки, конечно, можно (тот же Искажение Восприятия)- но альбом, не знаю насколько это хорошо, выдержан ровно и треки порой звучат эдентично, но это все-таки музыка эпохи последней техно революции!
Коллекционерам ненавящивых и техничных пластинок данный альбом рекоменбуется!

eurazia@hotmail.com