Российская электронная музыка

1. Спрос.
2. Проблема раскрутки.
3. Непонимание между звукозаписывающими лэйблами и музыкантами.
4. Своеобразие.
5. Общая ошибка оценки электронных проектов отечественным безнесом.

Спрос
Он всецело зависит от продвинутости большей части слушателя. Поскольку долгое время не приветствовался хороший вкус или культивация особенностей развития идивидуума в советском обществе, то, следовательно, тому, чего не было, взятся неоткуда.
Безусловно, есть тоненькая прослойка потомственных интеллектуалов, которая интересуется всем неординарным и небольшой процент выскочек из новой недавно родившейся молодежи, неожиданно для себя обретшей вкус к интеллектуальному самовыражению, однако все эти люди - простые потребители на уровне "ненапряжно".
Они используют продукт, получаемый путем записывания музыкальных произведений электронных артистов, то есть, попросту говоря, CD, довольно утилитарно, прослушивая несколько раз в плеере. Затем пластинка ставится на полку либо дарится друзьям.
Электронная музыка, не сморя на то, что на дворе уже третье тысячелетие в России имеет мизерный спрос. Людям неинтересно.
Почему?
Пройдя, например, по клубам Москвы, вы с удивлением можете обнаружить, что везде играют почти одно и то же. Посетив, казалось бы, самые техновые магазины, вы сможете лишь оценить разницу цен на одинаковый ассортимент товара. Все, что вы видите и слышите, можно охарактеризовать одним словом - "модно".
Наличие вкуса предполагает, что модно для вас будет пустым звуком или даже своего рода издевательством. Нужно быть немодным, чтобы быть способным воспринимать нечто неформатное.
Но поскольку дети пролетариев лучше всего воспринимают со школьной скамьи то, что специально повторили не одну сотню раз, а дети интеллегентов, которые и были заняты этим самым вдалбыванием, занимая места учителей в средних школах, перенимают вкусы и повадки своих родителей с "широким кругозором", то мы имеем пресловутый усредненный вкус. Это, примерно, то же самое как обязательное среднее образование в советское время. Ибо "кто был ничем, то станет всем", ну вы понимаете:
Электронная музыка является чем-то совершенно новым для общества. Однако, не смотря на все вопли по поводу того, что она зародилась в России, мы можем констатировать, что как она зародилась, так и ушла в небытие, все по Тарасу Бульбе. Даже если принять во внимание, что у нас были выпущенные самые продвинутые аналоговые синтезаторы, дела это не поменяет.
У нас даже есть братья по несчастью, испанские футуристы-электронщики. У них тоже неожиданно произошел спад интереса к электронной музыке, и артисты, образно говоря, до недавнего времени "сосали лапу".
Во времена аналоговых синтезаторов аппартура стоила очень дорого, поэтому, если люди играли электронную музыку, значит был спрос, пластинки покупались, то есть электронная музыка приносила доход, дающий возможность работать на дорогостоящей аппаратуре.
Теперь ситуация несколько изменилась. Появились дешевые PC и ханжеское выражение обывателя "я и сам так могу".
И поскольку в нас все еще живет нечто "общественное", нас носит из стороны в сторону, мы не можем позволить себе проникнуть в смысл элетронного звучания нового тысячелетия. Наши слушатели тянут за собой хвосты своих старых престрастий, советскости как возможности "быть в строю", выжить, а теперь еще прибавился этот уродливый отросток моды. Должен сказать, что обычно себя так ведут дешевые проститутки и геи.
По сути дела электронной музыкой наполняет свою среду лишь тот, кому понастоящему интересно будущее, кто собирается там жить. Наше будущее несколько отличается от модного приджазованного будущего, которое так активно выплескивалось и продолжает выплескиваться на наши головы с кино и видеоэкранов.
И поэтому я могу лишь говорить о спросе "на состояние" в нашей стране у небольшого количества людей, которые отнюдь не принадлежат к молодому поколению мальчиков и девочек, которые тусуются по клубам и каждых пять минут меняют пол.
Если вы заметили, я не разу не упомянул западную электронную индустрию. Все довольно просто, у нас никогда не будет так как у них, даже если мы вывернемся на изнанку, а если это и произойдет, то это будем все те же мы, только вывернутые наизнанку.
Чтобы возник спрос на электронную музыку, необходимо воспитывать новое поколение в режиме постоянного поиска неизведанного, ибо только так у него появится хотя бы малейший интерес к новой культуре, успевшей стать пост-аналоговой, а затем - цифровой. И все это лишь для того, чтобы мы освободились и от цифры тоже, перейдя, наконец, к полноценному восприятию идей, ибо музыка до сих пор держит марку в плане чистоты передачи информации и ощущений.
Будет спрос на свободу, появится спрос и на электронику.

Проблема раскрутки
Эта проблема возникла в нашей стране по причине смены культов. После революции царил культ веры в идею, вслед же за развалом СССР главествующее положение занял культ денег и окупаемости.
Да, поскольку спрос на электронную музыку невелик у населения страны, которое погружено в монетарный груговорот, то денег, соответсвенно, деятельность электронных музыкантов приносит мало. Я, естественно, имею ввиду авторскую электронную музыку.
Недавно у меня произошел довольно забавный разговор с одним из деятелей по продвижению электроники в массы. Мы заговорили о возможном спонсорстве в счет одного фестиваля, мой собеседник слегка побледнел и сказал следующее, мол, что он может предложить спонсору? Пятьсот плакатов и несколько тясыч флайеров, на которых будет размещена реклама? Вот, мол, например, если б он привез Scooter'a, то, соотвественно, афиш можно было бы сделать пять тысять, ну и опять же Скутер! Пришло бы много народу! "Деньги бы сделали деньги"!
На что я ему возразил, что музыка тут уже не при чем.
Когда наши, так сказать, "промоутеры" приглашают ту или иную зарубежную звезду, то ничего ровным счетом делать-то им и не надо, поскольку уже все сделано. Сделано на Западе, профессионально, в другой коммерческой ситуации, по другим законам денежного рынка, и "с юмором, с юмором, дорогой друг!".
А в России ко времени подоспели наши вездесущие пираты, понавыпускав тоннами доступную по цене продукцию, которой пользуется обыватель. И он может пойти на концерт музыканта просто потому, что только что, подтераясь в туалете, увидел какие "ненашенские" значки на рулоне туалетной бумаги. При каком-то холопском обожании всего "забугорного" все население какого-нибудь "ме(г)хаполиса", включая самого заядлого охальника, попрется подергаться в модный клуб под модную музычку. Ради прикола.
И неважно, что этот музыкант не сочинил за последний год ни одной новой, мало-мальски интересной композиции. Слава богу, что еще дело не дошло до криков публики: "Мурку давай!".
Говоря про Скутеров, многие напрочь забывают о совершенно незначительных, крошечный лэйблах,с двумя-тремя музыкантами, выпускающих пластинку за полгода. Вот именно эти лэйблы и музыканты создают ту самую культурную волну, продукты которой могут смаковать немногочисленные Троицкие и Музпросветы.
Они нераскручены, работают на небольшую аудиторию, и тем не менее на них есть спрос, их деятельность окупается.
Однако у нас все иначе. Если лэйбл предлагает свои услуги, то тут же начинаются подсчеты еще незаработанных денег. Они лэйблу нужны сразу и в большом количестве. Поскольку наша грамзапись находится в сравнительно свободном от государства финансовом полете, то промахов быть не должно.
Кроме того культура для масс превращается в коровью жевачку, которую надо обновлять, чтобы корова не сплюнула ее, иначе бузинесу - хана.
А тут какие-то непонятные электронные проекты! Лезут со своей смехотверной и абсолютно неокупаемой(сердцем чую!) музней. Ну что с ними делать? Ладно, давай издадим, а потом если что, тиражом расплатимся.
Но потенциальных денег менеджер не чувствует в релизах электронных музыкантов, поэтому зачем вкладывать деньги в рекламу? Тут ведь нет денег, здесь одна никому ненужная электронная музня! Шум! Музыка деньги не делает, деньги делают только деньги! Семидесятые укатили скорым поездом в темный туннель неизвестности вместе с гениальностью их волосатых музыкальных менеджеров.
Вот и получается, что раскручивать-то по большому счету нечего, потому что хорошо раскручиваются только сами деньги.


Непонимание между звукозаписывающими
лэйблами и музыкантами

По сути дела в этой ситуации все хороши. И те и другие хотят заработать. Если в Европе на "всякий случай" существует государственная дотация на развитие культуры, то в России видимо этой культуры как грязи, плюнь - и что-нибудь да вырастит.
У нас нет подобных государственных "вспомоществований", а если есть, то весьма незначительные. А поскольку у нас сейчас культивируется среди людей непонимание и недоверие друг к другу, то до всяческий досадных тонкостей просто нет дела.
Если ты успел засветиться, то, считай, твоя взяла, но если же нет, то не обессудь. И поскольку на данный момент электроная музыка в России является вот этими досадными тонкостями, то к ней всегда относятся с подозрением.
Первое, что можно услышать от лейбла в адрес своего детища, что то, что ты играешь, непрофессионально записано, что само по себе уже абсурд. На кой, спрашивается, мне обращатся на тот или иной лэйбл, если я и сам могу хорошо записать свою музыку?
Вторым номером следует, фраза "и кто это будет слушать?". Подобное, кстати, говорит о том, что лэйбл не имеет хороших менеджеров и что продукция идет исключительно на переферию. А там скупают все подряд, лишь бы было, что скупать. Это значит, что вашу музыку не услышат те, для кого она предназначалась.
Третий вопрос тривиален "и сколько вы за это хотите?". Вот тут начинаются муки "творчества", потому что это вот ваше "сколько" довольно абстрактно.
Надо сказать, что такое отношение к музыкантам выработано годами, а главное, вы не поверите, где! Еще в Госконцерте! Когда экономили буквально на всем. Фортепьянный концерт с оркестром для левой руки, будьте добры получите половину гонорара, ибо играли только одной - левой - рукой. Рабоче-крестьянская закваска о себе дает знать всегда.
И вот уже, казалось бы, западный дух предпринимательства наполнил легкие российского бизмена, - ан нет! - , вновь незадача - рабоче-крестьянское прошлое опять веревки вьет.
Тут как тут. Вы же не играете, играет машина, да и какой вы после этого музыкант, если "черного ворона" на Roland'e сбацать не в состоянии, даже если вы говорите, что это барабанная обработка, кто вас знает, может вы врете, лишь бы ничего не делать.
Наши высокоинтелектуальные мужи (музыканты) потянулись на Запад. И вот уже щеголяем релизами на "мильплато", "варпе", "мюте" и прочих "сталплатах". Скажу, что даже заработав приличные деньги, никто не вернется в Россию, чтобы подбодрить своих соотечественников, открыв лэйбл, выпускающий что-нибудь нестандартное. В основном происходит переезд со всей рухлядью туда и неспешная жизнь вполне обеспеченного андерграундного музыканта.
Еще один рабоче-крестьянский "доросль" отчалил от родимых берегов в "буржуинскую" страну. Эдакие мальчиши-плохиши. А кибальчиши колются, выпивают и к тридцати годам клянут старость.
В общем-то и те и другие хотят стабильного дохода с дела. И те и другие кивают на дядю с толстым кошельком. И пока им есть, что делить, непонимание крепнет и цветет буйным цветом.
Ибо одни забыли, зачем они играют, а другие - зачем печатают пластинки. Музыка для обеих сторон стала товаром, а у товара есть госты, по которым его принимают. Соответсвует ГОСТу твоя заклепка для ушей, проходи к окошку и расписывайся, нет - вали.
А то, что настоящее стандартам соответсвовать не может, тем более там, где полету фантазии ничто не препятствует, а даже поощряет - этоя об электронной музыке, товарищи! -, уже давно никого не волнует.
Пока деньги будут целью, а не средством, российские лэйблы не смогут понять отечественных электронных музыкантов. И наоборот.


Своеобразие
Стоит лишь упомянуть Эдуарда Артемьева и Свена Грюнберга, как все становится на свои места. Дидье Маруани, Жар, Шульце и прочие товарищи просто уходят в тень при обычном сопоставлении творчества тех и других.
Однако настала эпоха электронного танца, что само по себе довольно закономерно. Сначала нащупываешь звук, а затем начинаешь двигаться. Так развиваются все классические музыкальные стили. Танец - это следующая фаза развития. В ней нет ни негатива, ни позитива, здесь работает, как часы, закон развития, так сказать, классический путь. Ибо электронная музыка корнями уходит в неоклассику.
Теоретическая основа нашей электронной музыки была настолько мощной, что когда дело дошло до музицирования, выяснилось, что мы слегка продвинутее западного музыканта. Что и инструменты наши, не смотря на всю аляповатость дизайна, значительно шире диапазоном звучания и динамическими возможностями.
Но вот опять проблема: надо звучать по-западному вымученно и форматно. "У меня есть на этот счет своя теория, и она полностью моя"(Монти Пайтон). Потому что там это продается, а если втиснуться в ихние форматы, то можно будет продаваться и нам. Зачем? Затем что здесь никогда не заплатят так же много как там.
Знаете, что мне это опять напоминает? После революции российский червонец весьма котировался за границей. Их вывозили из страны тоннами и сказочно богатели, продавая на черном рынке. На мой взгляд, ситуация схожая.
Люди работали, создавали фонды, АНС, Термен-центр, виртуальные перчатки и прочее, но в одночасье "червонцы" ринулись на "черный рынок" Запада.
И поскольку рабоче-крестьянская туса глядит опять на "соседа", уподобив всю страну курорту, где нет ничего кроме казенных занюханых полотенец и продуваемых ветром "коттеджей", то любой разговор на тему о нашей продвинутой электронной сцене тонет в улюлюканье и издевательском хохоте.
Однако стоит кому-нибудь выпуститься на лэйбле в другой стране, как тут же граждане спешат пожать тебе руку и намекнуть на свое сиюмитное безденежье. Вот Чехову-то было бы теперь раздолье!
Еще один момент гасит фитилек. Катастрофическое желание бороться с проблемами, сначала их создавать, а затем бороться с ними. Придумывать себе наркотическую и алкогольную зависимость, женится или выходить замуж непонятно за кого, тратить драгоценное время на какую-нибудь фигню вроде выяснения кто кого круче, в общем заниматься всем, чем угодно, только не делом: И все лишь потому, что совершенно не хочется работать и создавать новое.
И все-таки ситуация изменилась. Появились музыканты, работающие, ради идеи, создающие неподражаемые по красоте и насыщенности танцевальные трэки, но поскольку "червонцы" проданы, они называются уже на иностранный манер. "Техно", "транс", "хаус" и так далее. А так как свеже родившаяся молодежь выросла в атмосфере полного отрицания русской-советской культуры, то наша возрождающаяся электронная сцена вызывает на ее лице только недоумение и вопросы: "Почему это ни на что не похоже?"
Я вам, ребятки, отвечаю: "Потому что, родные мои дегенераты, это настоящая электронная музыка! Слушать и врубаться - вот ваше наипервейшая задача! Ибо - это будущее!"

Общая ошибка оценки электронных проектов отечественным безнесом
А тут до смешного все как два пива. Принцип отечественного бизнеса прост: ничего не делая, получать сию же секунду много денег. Редко кто отваживается на другой подход в этом деле.
Электронная музыка же требует бессрочных вкладов, заинтересованности и терпения.
"Жилка" бизнесмэна в том, по-моему, и состоит, чтобы видеть дальше своего носа. Да, действительно проще продавать вещи первой необходимости, не спорю. Только на хрена устраивать такой вокруг туалетной бумаги ажиатаж, неужто ее все еще мало?