AVANTO 2001

Уже второй год подряд Хельсинки становится местом проведения медиа-арт фестиваля AVANTO. В переводе на русский язык это слово означает прорубь, что вполне соответствует сути мероприятия. Основную часть фестивальной программы составляет экспериментальная музыка (преимущественно электронная) и кино-видео-арт. Вообще, кинематографическая часть фестиваля (куратор Мика Таанила) каждый раз впечатляет. Солидная подборка экспериментального кино и видео из разных стран наглядно отражает все актуальные тенденции современного визуального творчества, а так же дает возможность совершить экскурс в прошлое, что тоже весьма интересно.
Своеобразным музыкальным символом прошлого AVANTO был laptop, чьи преимущества и недостатки наглядно продемонстрировали представители австрийского супер-лейбла MEGO (Pita, Fennesz, Hecker и Skot), виртуозно исполнив экстремальный glitch при помоши своих Макинтошей. И даже пионер японского нойза Масами Акита (aka Merzbow) заменил на фестивале свои аналоговые приспособления на laptop. Пожалуй, лишь Pan Sonic и Op:l Bastards остались тогда верны своим "аналоговым" принципам.
Музыкальная картина AVANTO 2001 кардинально изменилась. Организаторы фестиваля (директор Tiina Erkintalo, пресс-менеджер Anton Nikkila и куратор Mika Taanila) попытались представить разные технологии и музыкальные концепции, органично соединив на сценах театра Kiasma (в Музее современного искусства) и клуба Gloria представителей нескольких поколений экспериментальной музыки из разных стран. На этот раз символом мероприятия оказалась обыкновенная вертушка (turntable), которая была задействована сразу в нескольких проектах. Прежде всего, в этой связи заслуживает упоминания знаменитый Otomo Yoshihide, который на своих проигывателях заменил обыкновенный винил на металлические тарелки от барабанов и разный бытовой хлам. Используя прочие подручные средства и обработки, он методично создавал экстремальный нойз, основной составляющей которого был традиционный фидбэк.Его молодые коллеги, наоборот, оказались более уравновешенными в звуковом отношении. Например, миниатюрная Sachiko M исполняла ультра-минимализм на пустом сэмплре и самодельном генераторе, используя лишь одну "sine wave" (синусоидную волну). В свою очередь, Toshimaru Nakamura играл свою 'no-input music' на микшерском пульте и обработках, генерируя крайне концентрированную звуковую атмосферу.
Вертушка была задействована и в выступлении питерской индустриальной группы ZGA. Лидер проекта Николай Судник славится своим нестандартным обращением с винилом, используя допотопные советские проигрыватели, сконструированные еще во времена культа личности, и переделанные с учетом технологических реалий сегодняшнего дня.
Другой представитель экспериментального обращения с turntables Janek Schaefer оказался членом британского дуэта Comae, в котором кроме него принемает участие еще один известный музыкант Robert Hampson (Loop, Main). К сожалению данный сэт не предполагал использование вертушки, однако минималистичный амбиент англичан, создаваемый при помощи различных электронных приспособлений, так же произвел неплохое впечатление.
Собственно, любителями обыкновенных проигрывателей на фестивале оказались так же молодой финский электронщик Es и ветеран скандинавского авангарда DJ Maisteri Lindfors, исполнивший свой ди-джейский сэт при помощи архивной бытовой электроники.
Представителями laptop-музыки на этом фестивале были только Farmersmanual, группа из пяти человек (в составе участвуют австрийцы, немцы и даже один австралиец). При помощи своих G4 они в течние многих часов (кафе Aula) исполняли дигитальный нойз-амбинт, сопровождая его футуристичным видеорядом, создаваемым в реальном времени на базе цифровых помех. Затем, на сцене клуба Gloria они продемонстрировали свои возможности по тарнсформации цифровой энергии в душераздирающий нойз.
На фестивале были так же представлены проекты, которые трудно поддаются классификации. Некоторые из них были созданы специально для AVANTO. В эту категорию можно отнести сотрудничество финского классика, поэта-сюрреалиста Kari Aronpuro и электро-поп группы Op:l Bastards, а так же совместный сэт пионера финской альтернативной электроники Pekka Airaksinen и Es.
Московскую экспериментальную сцену на фестивале представлял Алексей Борисов, продемонстрировав в Kiasma концептуальный перформанс, построенный на звуках бытовой среды и цифро-аналоговом нойзе. Голосовые и гитарные вкрапления Борисова органично смотрелись на фоне слайд-шоу, специально подготовленного фотографом-реалистом Anne Hamalainen. В основу фотоизображений легли всевозможные образы московской повседневной жизни.

Из Канады прибыл известный арт-музыкальный проект The User. Thomas McIntosh и Emmanuel Madan сочинили симфонию для 20 старинных принтеров, которые централизованно управляются одним современным компьютером. Их произведение называется "Symphony For Dot Matrix Printers" и представляет собой идельно сконструированное звуковое полотно, звучащее на фоне впечатляющего перформанса, развивающегося на наших глазах в реальном времени.
Любопытно смотрелись на AVANTO проекты, строящие свое творчество на основе рока. Особый интерес вызвало выступление легендарной японской группы The Ruins. Это дуэт (Tatsuya Yoshida - vocals, drums и Hisashi Sasaki - vocals, bass), который играет сверхсложный и энергетичный фри-рок, местами напоминающий фьюжн 70-х в сочетании с индустриальным рокм 80-х. Солидную конкуренцию им составила финская краут-группа Circle, которая сочетает в своем творчестве элементы спейс-рока 60-х с трансом и электроникой.
Интересной оказалась ди-джейская программа фестиваля. Любопытные сэты представили Tommi Gronlund (шеф Sahko recordings), The Wire Sound System (главный редактор одноименного музыкального журнала Rob Young и его коллега Anne Hilde Neset), англо-французский диджейский дуэт Dotcoma (Mark Roberts и Antoine Verhaverbeke), DJ Phinn и т.д.
Среди звезд кинопрограммы можно выделить британского режиссера Яна Хелливела (Ian Helliwell) и австрийца Мартина Арнольда (Martin Arnold), чьи фильмы вызывали повышенный интерес аудитории. В целом кино-видео репуртуар фестиваля был так же представлен работами режиссеров из Финляндии, Франции, Голландии, Турции, США и других стран.
Художественную часть AVANTO составляла инсталяция Брайна Ино "Memory Flowers" и выставка финского художника и музыканта Mikko Maasalo под названием "Permasound" (Muu Gallery). Существенным дополнением фестиваля служила радио-инсталяция Tommi Gronlund'а "Ambient City", подготовленная специально для выствки Ars 01, чья ретроспектива проходила в то же время в хельсинском музее современного искуссва. Суть инстоляции Гренлунда заключается в том, что в течение четырех месяцев круглосуточно на волне 103.1 FM или в интернете (www.kiasma.fi/ambientcity) в реальном времени звучит разнообразная экспериментальна музыка, среди которой встречаются произведения многих участникоа AVANTO.
Организаторы фестиваля ответственно подошли к своим обязанностям, предложив посетителям обширный буклет, насыщенный информацией, и сборный CD, в который вошли трэки участников мероприятия.
Вообще, данный фестиваль оставляет самое благоприятное впечателения, как в плане программы, так и в плане общей атмосферы. В принципе, российские любители эксперементальной музыки смело могли бы сьездить на пять дней в Хельсинки. Конечно, Финляндия одна из самых дорогих стран мира, однако не настолько, что бы отказать себе в удовольствии видеть и слышать все самое современное и передовое.
Дополнительная информация по AVANTO 2001 доступна по адресу www.avantofestival.com
Текст Алексея Борисова.